18+

Династия Чурикова-Романова

15 мая 2020, 08:39

Министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Чуриков прославился своей беззастенчивостью и отсутствием щепетильности в вопросах обогащения членов собственной семьи. Сомнительные схемы по освоению бюджетных средств с участием родственников главы минтранса и близких его подчиненных даже никак не шифровались. Благодаря участию в этих бизнес-схемах членов семей высокопоставленных сотрудников прокуратуры, а также близости самого Чурикова к губернатору Валерию Радаеву министр долгое время чувствовал себя в высшей степени комфортно. Но, несмотря на его отставку, которая недавно состоялась, сравнительно честные способы отъема денежных средств из областной казны живут и поныне.

Три недели назад депутаты Саратовской облдумы радовались небольшой победе — был принят региональный закон о запрете эвакуации большегрузов со стационарных пунктов весогабаритного контроля (теперь их можно только задерживать и блокировать колеса). Его принятию предшествовали долгие баталии депутатов с чиновниками регионального минтранса и УГАДН. Несмотря на то, что федеральный закон предусматривает два вида задержания фур — блокировку и эвакуацию — инспекторы автотранспортного надзора практически не применяли первый, отдавая водителей в руки эвакуации.

Игнорирование блокировки надзорники и представители минтранса объясняли отсутствием возможности размещать автопоезда возле пунктов весового контроля, а социальная напряженность, возникающая из-за сборов с собственников большегрузов в пользу владельцев автостоянок, их не очень интересовала. Упорство, с каким чиновники отстаивали право эвакуировать грузовики, натолкнуло депутатов на мысль о возможном сговоре оппонентов с владеющими штрафстоянками предпринимателями. В пользу такой версии говорит и то обстоятельство, что даже после принятия регионального закона прессинг грузоперевозчиков не прекратился. Однако эвакуация и хранение фур — это, вероятно, не единственная подозрительная кормушка, связанная с организацией и функционированием пунктов весового контроля и работой их оператора — ГКУ «Региональный Навигационно-Информационный Центр».

«Марксистский» кружок

Строительством постов весогабаритного контроля ведает ГКУ «Региональный Навигационно-Информационный Центр». Первым директором этого учреждения (образовано в апреле 2016 года) был нынешний глава Марксовского района Дмитрий Романов — до марта 2017 года. В марте 2017 года его в срочном порядке завели на другую должность — замглавы Марксовского МР. Это случилось вскоре после ареста по обвинению в коррупции Олега Тополя и с дальнейшим прицелом на назначение руководителем муниципалитета. И если Тополя называли ставленником экс-главы Энгельсского района Дмитрия Лобанова, то Романову, полагают эксперты, активно способствовал Николай Чуриков, сам некогда возглавлявший Марксовский МР.

После смены нескольких директоров РНИЦ в сентябре учреждение возглавил еще один чуриковский ставленник и хороший друг Дмитрия Романова — Валерий Хибаров, трудившийся (с октября 2015 года по сентябрь 2017 года) начальником подведомственного минтрансу ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства». Вскоре после того, как Хибаров получает новую должность, в Саратове в марте 2018 года регистрируется ООО «Интеллектуальные транспортные системы Поволжья». Ее соучредителем с долей в 50% и бессменным гендиректором становится Александр Реснин. Еще двумя совладельцами компании были (по 25% уставного капитала) фирма из Пензенской области ООО «Веб-оператор» и житель того же региона Михаил Рыбаков. Доли пензенцев неоднократно меняли владельцев и сейчас 50% «ИТС Поволжья» контролирует их землячка Наталия Суркова.

Александр Реснин — фигура ничем не примечательная, кроме разве что близкого знакомства все с теми же Чуриковым и Романовым. И это неудивительно, ведь гендиректор «ИТС Поволжья» начинал строить свой бизнес именно в Марксе; там ему принадлежит ООО «Марксвтормет». С учетом засилья ставленников недавнего главы минтранса неслучайным выглядит то обстоятельство, что новое ООО завязало тесные отношения с ГКУ «Региональный Навигационно-Информационный Центр» и стало его самым крупным (не считая «Почты России») поставщиком товаров и услуг. Стоимость портфеля контрактов, заключенных фирмой с госучреждением, составляет почти 160 млн рублей.

В свою очередь для компании Реснина РНИЦ явился самым крупным заказчиком (64,6% от общей суммы госзаказов) — 18 контрактов на поставку оборудования для фото- и видеофиксации нарушений ПДД, его ремонт и обслуживание. Немного положила в ее копилку и «родная» администрация Марксовского района, в декабре прошлого года заключившая контракт стоимостью 7 млн рублей на проведение нестандартных для «ИТС Поволжья» работ — разработку проектно-сметной документации по строительству канализационных очистных сооружений (!) в Марксе.

В нынешнем году основная масса закупок для РНИЦ производилась другим учреждением — специализированным правительственным агентством (ГКУ СО «Государственное агентство по централизации закупок»). Традиционно большую часть контрактов забирали себе «ИТС Поволжья». Однако, начиная с апреля, когда кресло под министром Чуриковым зашаталось, а затем он ушел в отставку, ситуация изменилась — победителями большинства конкурсных процедур стал выходить не «марксист» Реснин, а другие (как правило, иногородние) компании.

Крупногабаритная некомпетентность

Ярким свидетельством возможной ангажированности действий руководства ГКУ «Региональный Навигационно-Информационный Центр», а также крайне сомнительных методов работы служит ситуация со строительством в области трех автоматических пунктов весогабаритного контроля. Торги на их строительство были объявлены 11 ноября 2019 года; источником финансирования выступал областной бюджет. Средства выделялись в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (госпрограмма «Строительство и комплексное развитие системы весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения»). Победителем по двум аукционам было признано ПАО «Вымпелком», а по третьему — ПАО «Ростелеком». Суммарно по всем трем заключенным контрактам заказчик (РНИЦ) должен выплатить исполнителям более 118 млн рублей. Анализ действий заказчика на торгах заставляет задуматься об отсутствии у него заинтересованности в том, чтобы работы были проведены качественно и в положенный срок.

Например, странным выглядит сокращение сроков строительства по сравнению с проектной документацией и экспертным заключением на нее с двух месяцев до 27 дней — объекты обязали сдать до 25 декабря 2019 года. Сокращение сроков строительства подобного рода объекта, по мнению специалистов, приведет к нарушению производственного процесса и может повлечь выход из строя оборудования, разрушение конструкций и полное обнуление результатов проделанной работы.

При этом из-за определенных заказчиком сроков реализация контракта пришлась на конец ноября — декабрь. Это, по мнению ряда специалистов, является нарушением требований к погодным условиям и среднесуточной температуре производства, что впоследствии может привести к досрочному выходу из строя оборудования. И это не единственное, что вызывает недоумение по поводу действий составителей конкурсной документации.

Например, практически неисполнимым выглядит требование предоставить акт о технологическом присоединении к электрическим сетям. Однако согласно постановлению правительства РФ, регулирующего указанный вопрос, данные документы предоставляются после заключения договора между заказчиком (в данном случае — РНИЦ) и электросетевой организацией, кроме того, срок выполнения технических условий и подключения объекта к сетям питания составляет 6 (!) месяцев.

Иными словами, перед потенциальными участниками закупки и впоследствии исполнителем контракта были поставлены заведомо невыполнимые условия. Но даже при таком странном поведении составителей конкурсной документации подрядчики нашли выход из ситуации. Например, «Вымпелком» обеспечил электропитание на объектах посредством... дизель-генераторов (!). И — что поразительно — заказчик принял работу и 9 января текущего года подписал соответствующие акты, ведь питание подано.

Казалось, что дело в шляпе и можно открывать шампанское, празднуя выполнение крупного контракта. Однако, как говорится в известной поговорке, обещать — не значит жениться, поэтому «Вымпелком» дожидался своих денег не месяц (как прописано в договоре), а намного дольше — перечисление средств прошло только 30 апреля. Как, впрочем, и в случае с «Ростелекомом». В результате бездействия заказчика со времени подписания актов о приемке (то есть с 9 января 2020 года) набежала крупная пеня — почти 2 млн рублей, так как отсутствие оплаты ежедневно стоило РНИЦ по каждому пункту весогабаритного контроля 8 тыс. рублей, а за три — соответственно 24 тыс. рублей. И эти деньги в конечном итоге придется покрывать из средств областного бюджета, ибо претензии по неустойке никто не отменял.

Но это, похоже, совершенно не волнует руководство РНИЦ. Еще бы — ведь складывается впечатление, что госучреждение намеревалось иметь дело с совсем другими подрядчиками, а именно с «ИТС Поволжья», которые, отметим, разрабатывали проектно-сметную документацию по всем трем постам весогабаритного контроля. Поэтому в технической документации оказалось оборудование АО «ВИК «Тензо-М», с представителями которого у «интеллектуальных систем» сложилось тесное взаимовыгодное сотрудничество, благодаря которому оборудование отпускается по эксклюзивной льготной цене. Это дает возможность «ИТС Поволжья» неплохо зарабатывать, даже если бы они готовили проектно-сметную документацию бесплатно. И этому есть примеры.

«Мы с Иваном Ильичом работали на дизеле...»

На торгах, объявленных ГКУ Тюменской области «Управление автомобильных дорог» в середине марта этого года, предметом закупки являлось выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации (по капремонту местной автодороги и устройству автоматической системы ВГК). При начальной цене контракта в 2,9 млн рублей в ходе аукциона саратовская компания «упала» до... 20 копеек (!).

Еще раньше — в июле 2019 года — три аукциона (начальная цена — 2 млн рублей за каждый) на разработку проектно-сметной документации по пункту ВГК объявляло ГКУ «Управление дорожного хозяйства республики Башкортостан». На этих торгах «ИТС Поволжья» упали еще ниже — до 10 копеек. Стоит ли говорить, что тому же «Вымпелкому» волей-неволей для исполнения двух своих контрактов пришлось привлекать в качестве субподрядчика «ИТС Поволжья». В ином случае их работу вообще могли бы не принять.

Но даже к принятой работе возникают резонные вопросы. И здесь речь идет не о качестве ее выполнения, а о том, как руководство РНИЦ распорядилось результатом труда. Правильный ответ — никак! До сих пор РНИЦ не заключил договор о технологическом присоединении к электрическим сетям, поэтому объекты, на которые потрачены бюджетные средства, и которые призваны приносить прибыль за счет штрафов, попросту простаивают.

Впрочем, и без проблем с энергетиками перспективы эксплуатации пунктов ВГК остаются весьма призрачными. По крайней мере, их долговечность (а также установленного на них оборудования) находится под большим вопросом. Ведь, во-первых, строительство объекта и монтаж агрегатов по требованию заказчика проводились зимой. Во-вторых, после приемки РНИЦ должен был заключить договор на обслуживание пунктов со специализированной организацией — без этого производители оборудования в одностороннем порядке отказываются от предоставления гарантий на него. Поэтому свежепостроенные площадки для проверки весогабаритных параметров большегрузного транспорта могут потерять гарантию уже вскоре после приемки. Может быть, поэтому директор организации-заказчика не спешил расплачиваться с исполнителями контракта — ведь по факту пункты могут в любой момент оказаться неработоспособными либо по причине выхода из строя техники, либо из-за отключения энергии. Правда, в последнем случае можно будет снова воспользоваться дизель-генераторами. А может быть, это был способ административного давления, которыми так печально славится Саратовская область?

Таким образом, схема по освоению областного бюджета руководством РНИЦ, поставленным Чуриковым, не только привела к использованию бюджетных средств, которое трудно назвать эффективным, но и в ближайшее время может нанести прямой ущерб региональной казне из-за судебных исков исполнителей госконтрактов. Сам директор госучреждения Хибаров, по-видимому, не очень беспокоится по поводу качества своей работы и дискредитации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», которые «работают на дизеле». Получается, что приоритеты заключены в том, чтобы выступавшие субподрядчиком «ИТС Поволжья» в итоге забрали свои деньги (пусть и не в том объеме, на который рассчитывали), а зарплата за исполнение должностных обязанностей Хибарову капает на счет даже в случаях проявления вопиющего непрофессионализма, так как она, как и финансовое благополучие всех участников схемы, никак не зависит от неизбежной потери областью 2 млн рублей.

Источник: информационное агентство «Взгляд-инфо».


Добавить комментарий