18+

Эстет парковского днища

21 июня 2019, 14:51

Есть такое выражение: родился с серебряной ложкой во рту. Это о тех, кто стал богатым, не прикладывая к этому особых усилий. О нашем герое Сергее Курихине можно сказать больше: он родился с «ложкой Грибоедова» во рту*. То, что богатство на него свалилось, как кольцо всевластия на Смеагола, ставшего от его обладания бездушным Горлумом, — это отдельная история. Мы же расскажем о том, как Сергей Курихин к большому богатству в придачу обрел и большие эстетические знания и таланты. Ему так нравится считать себя эстетом, что он так назвал один из своих бутиков — в том, где в подарок предлагают задорого часы.

У Серёги, судя по поведению, выработался комплекс культурной неполноценности — вышел из люмпенского захолустья, поднялся чуть ли не с горьковского дна. И, возвысившись, стал считать себя чуть ли не саратовским Меншиковым, парнем из низов, ставшим генералиссимусом. Как князь Меншиков, парень из парка стал заниматься собиранием не только денег, но и произведений искусства и частично одаривать ими город. Тяга человека к прекрасному — это хорошо. Плохо, когда некоторые господа, обладающие не вкусом, но златом, пытаются наследить в истории. Не миновала беда и Саратов. Свои искусствоведческие таланты особенно в области архитектурно-скульптурного творчества Серёга-меценат, совершенно не стесняясь, демонстрирует изумленной саратовской публике уже несколько лет.

Сережины ангелочки

Стремление нашего героя пометить территорию города и памятники культурного наследия похоже на помешательство. В саратовской прессе давно высмеиваются курихинские метки на зданиях культурного наследия города — ангелочки, подвешенные на фасадах. Их снимали как запрещенный законом и неприемлемый элемент памятника архитектуры, но они появлялись на новых местах. Вот недавно с фасада мэрии все же решили убрать потрепанного жизнью и саратовским льдом ангелка. Он улетел с миром, а иные еще висят и служат мишенью для местных острословов. Черноты юмору придает тот факт, что в жизни Серёга Мелкий вовсе не ангел, а, скорее, наоборот. Но чем мрачнее душа, тем ярче может быть натура.

Курихинская атлантиада

Несколько лет назад Сергей Георгиевич, насмотревшись на эстетику Эрмитажа, вдавил на входе построенного его фирмой здания по улице Вавилова двух атлантов — копий с портика Нового Эрмитажа. С тех пор атланты стоят по бокам от входа и держат на себе огромное и несуразное здание, которое, вероятно, с точки зрения мецената, является верхом архитектурной мысли. Идейный вдохновитель сего действа был крайне доволен собой. Он очень громко гордился, хвалясь окружающим, какой он прекрасный градостроитель. Подобные «подарки» городу, уверял Сергей Георгиевич, однозначно улучшают облик города. Творческий выкидыш тогда искусствоведы не оценили. И назвали это архитектурным китчем, т.е пошлятиной и безвкусицей малообразованного человека. Даже люди из его окружения, в глаза нарочито одобряя задумку, за глаза скалились. Посмеиваются над увиденным и прохожие, разбирающиеся в архитектуре.

Князь и воевода на службе олигарха

Но эстетствующий Курихин был горд собой и не остановился на достигнутом. Недавно он вновь осчастливил град Саратов. В один из майских дней горожане увидели двух истуканов возле построенного им же псевдоисторического новодела. Аффилированные меценту СМИ быстренько объяснили народу, что это и не истуканы вовсе, а основатели Саратова — князь Григорий Засекин и воевода Федор Туров.

Этих двух исторических деятелей в Саратове незаслуженно забыли. Кроме Саратова, Засекин и Туров в конце XVI века заложили крепости Самара и Царицын. Но в отличие от соседей, в нашем городе не называют в их честь улицы и не ставят памятники. Так, в Самаре памятник князю Засекину является одним из самых грандиозных в городе. Огромная 6-тонная фигура всадника-Засекина с хоругвью в руках стоит величественно на 40-тонном гранитном постаменте. Любо-дорого посмотреть. Исправить историческое недоразумение решил наш Серёга-меценат. По утверждениям тех же изданий, сии потрясающие скульптуры были изготовлены аж в середине 2014 года. Два двухметровых исполина весом более 500 кг каждый — так выглядят подарки по-курихински.

Сергей Георгиевич носился с ними, аки ужаленный. Прикормленные общественники бодро рапортовали: «Памятнику быть!» — и с умным видом собирались думать о месте его установки. Раздумья привели к мысли, что памятник таким важным для города фигурам должен быть установлен на смотровой площадке над набережной. Но вот незадача: там уже есть памятник! Совершенно некстати советский архитектор Александр Кибальников поставил здесь монумент писателю Константину Федину. Да еще и его дом-музей рядом.

Настойчивый меценат не сдавался: уж очень велико было желание сделать подарок родному городу! Стоит упомянуть, что Федина депутат все же «укусил», построив на земле дома-музея «первую частную картинную галерею», которая на поверку оказалась банальным кабаком. Но, несмотря на поддержку Общественной палаты, в мэрии принять курхинский подарок городу не возжелали, и истуканы отправились в загашник. Наступил 2016-й год, и сторонники Курихина продолжили искать поводы воткнуть чудо-статуи где-нибудь в центре Саратова. Примазаться к прошедшему 425-летию города не удалось, а посему порешили приурочить установку памятника основателям города из XVI века... к 80-летию области, образованной в 1936 году в Советском Союзе. Не все, впрочем, разделяют курихинское видение прекрасного. Например, член Союза художников и Ассоциации искусствоведов и критиков искусства Алексей Трубецков на своей странице в «Фейсбуке» назвал памятник не иначе, как позором.

«Пусть все знают автора этого позора. Понятно, что у нас есть ещё хуже, но хочется узнать заранее. Вообще, давно нужно начать обсуждение того, какие „памятники“ нужно переплавить или убрать куда подальше... Судя по фоткам, работа просто очень пошлая. Это не образы, а какие-то портреты костюмов. Которые тоже сомнительны. Эту фигню, при должной проверке, можно поставить в краеведческом музее с подписью „Типичный русский костюм“. А зачем это превращать в памятник, я не понимаю», — заявил Трубецков.

В подобном ключе высказывались и иные представители городского творческого сообщества. А социальные сети продолжали разражаться едкостями и колкостями. Осмеянный культурным сообществом депутат обиделся и вновь запрятал истуканов до лучших времен. И вот спустя три года эти времена наконец наступили! Не сумев побороть Константина Федина, агрессивный меценат все же нашел, где установить статуи. И не абы где, в сердце Саратова — на Музейной площади, близ Троицкого собора. Здание, с некоторых пор, с позволения сказать, украшающее угол Лермонтова и Московской, по счастливой случайности было построено фирмой, аффилированной депутату-застройщику. Отныне отцы-основатели нашего города, как бронзовые швейцары, молча зазывают саратовцев в курихинские владения. Вот славная участь, которую Курихин придумал Засекину и Турову, — быть у него швейцарами. Не так ли он относится и ко всем остальным деятелям, усопшим и живым? Для живости и полноты картины не хватает у входа самого гостеприимного Сереги, который бы на распев приглашал:

«Заходите в мой дом,

Мои двери открыты.

Буду песни вам петь

И вином угощать».

Дух Церетели и Куриховка

Периодическое вселение в Сергея Георгиевича духа Зураба Церетели никогда не проходит бесследно. Именно тогда он с неутомимым пацанским рвением ищет, какое еще место в нашем городе можно облагоустроить своими креативными находками. Курихин пафосно обещал открыть саратовский художественный музей по типу Третьяковки. Под эту затею он и получил часть земли музея-усадьбы Федина. И хотел на полном серьезе свой частный музей украсить картинами, списанными с фотографий старого Саратова. Он действительно считает их шедеврами, ибо они украшают стены его офиса. Но вместо саратовской Третьяковки там получился общепит. Нутро парковского пацана взяло верх.

Но Серёга-мецент все же может создать свой музей — Куриховку. И тут ему тот же Церетели в помощь. Потрясающие статуи, по мнению самого скульптора эпохи Лужкова, не всегда восторженно принимает публика. Когда очередной музей или мэрия какого-то города отказывается принимать скульптуры Церетели, он пристраивает их везде, где только можно. А если не удается и это, их родитель заботливо ставит во дворе московского Музея современного искусства. По аналогии с Церетели, Курихину нужно найти дворик внутри владений «Сарграда» и туда складировать всех идолов и истуканов, которых не принял город. Там же на стенах подворотни прибить и ангелочков, которые своими крылышками будут как бы приглашать зайти зевак посмотреть на шедевриальные идеи эстета захолустья, воплощённые в бронзе и гипсе. Там им будет самое место.


Примечание

*Александр Крутов некогда рассказал историю с ложкой Грибоедова, которая вошла в анналы саратовской фельетонистики. Сергей Курихин хотел подарить журналисту серебряную ложку 19 века. Он признался, что она была похищена при разграблении исторического музея в Грозном (т.е. Курихин сознательно хранил у себя ворованный музейный артефакт?). И с уверенностью сказал, что это ложка Грибоедова. И в подтверждение показал на ней монограмму «АИГ» (Александр Иванович Грибоедов). Крутов изумился и заметил, что Грибоедова звали Александр Сергеевич. И это все знают со школы, т.к. так же звали Пушкина. Курихин не поверил и проверил в интернете. И примолк. Крутов при этом вспомнил слова острого на язычок публициста Владимира Глейзера: «Ну всем хорош Сергей Георгиевич Курихин, но только имеет один существенный недостаток: он не окончил средней школы». Лучшего примера для характеристики эстетствующего Курихина трудно найти.

Источник: интернет-газета «Четвертая власть».


Добавить комментарий