АЗС остаются с пустыми баками
21 июня 2018, 08:39В Саратовской области могут закрыться до 200 независимых автозаправочных станций. Такая информация прозвучала на заседании совета региональной Общественной палаты. Владельцы АЗС говорят, что закупочная цена автомобильного топлива практически сравнялась с розничной, а спрос постепенно падает. В правительстве области опасаются, что это может привести к тому, что некоторые населенные пункты останутся без заправочных станций. Эксперты считают, что независимые АЗС рискуют быть поглощенными крупными сетями.
Повышение цены на автомобильное топливо может привести к ликвидации в Саратовской области АЗС, не встроенных в структуру вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Об этом в Общественной палате региона заявила председатель Саратовского независимого союза автозаправок Екатерина Савкина. По ее словам, независимые АЗС долгое время держали цены ниже тех, что устанавливали федеральные сети. Однако в апреле тенденции изменились: независимые заправочные станции вынуждены продавать топливо примерно на 2 руб. дороже, чем ВИНК. Госпожа Савкина отмечает, что сейчас отпускная цена бензина АИ‑92 составляет порядка 55,5 тыс. руб. за тонну (около 40,7 руб. за литр), еще примерно 5 руб. с литра составляют затраты на заправку. Таким образом, с ее слов, себестоимость бензина составляет до 47 руб. за литр. «Рыночная цена должна быть еще выше», — заявила глава союза автозаправок. С ее слов, сейчас наблюдается отток клиентов с малых заправочных станций к крупным федеральным сетям, которые могут удерживать цены за счет объемов.
Елена Савкина отметила, что ликвидация независимых АЗС приведет к сокращению доходов областного бюджета на 165 млн руб. в год, примерно 1,5 тыс. человек останутся без работы, а рынок лишится конкуренции. По данным Саратовстата, сейчас в Саратовской области средняя стоимость бензина АИ‑92 составляет 41,37 руб. за литр. На заправках «Роснефти» бензин марки АИ‑92 — 40,85 руб. за литр, АИ‑95 — 43,85 руб. за литр. На «Башнефти» бензин АИ‑92 стоит 40,7 руб. за литр, АИ‑95 — 43,7 руб. за литр, «Лукойле» — 41,6 и 45,6 руб. соответственно. Согласно «СПАРК-Интерфакс», в Саратовской области зарегистрировано 112 юрлиц, занимающихся розничной продажей автомобильного топлива, восемь из них находятся в стадии ликвидации. По данным министерства промышленности и энергетики Саратовской области, через вертикально-интегрированные заправки в регионе реализуется 56% бензина, а оставшиеся 44% — через независимые. Всего в регионе действуют порядка 350 автомобильных заправочных станций. Опрошенные владельцы заправочных станций подтвердили наличие проблем, о которых говорила госпожа Савкина.
Владелец ООО «Авангард плюс» в Ртищево Саратовской области Юрий Чеканов говорит, что заправочные станции работают почти без прибыли. По его словам, ПАО «Саратовнефтепродукт», в котором он закупает топливо, продавало станциям бензин марки АИ‑92 за 40,7 руб. за литр. «Сейчас стало немного полегче, после вмешательства правительства (снижение акцизов с 1 июня. — „Ъ“) цена немного снизилась, до 40 руб. за литр, но все равно работать трудно», — отмечает он. Спрос, по словам господина Чеканова, также сократился. «Никому не нравится высокая цена», — говорит он.
Небольшое падение спроса отмечает и владелец энгельсского ООО «Люксойл» Виталий Андреев. «Количество клиентов осталось, но, если раньше они заправлялись на 300 руб., то теперь на
Министр промышленности и энергетики Саратовской области Андрей Куликов отмечает, что в 10 районах региона федеральные сети АЗС не представлены. При этом он отметил, что у министерства нет решения проблемы. По данным минпромэнерго, независимые АЗС теряют примерно 2,5 тыс. руб. за тонну бензина.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев отмечает, что заявленная проблема общая для всей страны, а ситуация в регионах может отличаться в зависимости от удаленности АЗС от производителей, количества и аппетитов посредников, уровня доходов населения и динамики спроса на топливо. «Разницы между оптом и розницей явно недостаточно, чтобы обеспечить окупаемость и выживание независимых АЗС, без учета сопутствующих услуг. Независимые сети и АЗС проигрывают крупным сетям и в сложившихся условиях не выдерживают конкуренции с крупными сетями», — отмечает господин Калачев. По его мнению, в нынешних условиях независимые сети рискуют разориться, уйти с рынка, а в лучшем случае быть поглощенными крупными сетями АЗС.
Источник: газета «КоммерсантЪ» от 21.06.2018 года.