18+

Об увеличении конкурентных процедур при размещении заказов для муниципальных нужд.

16 августа 2012, 13:17

Увидел тут вот новость — «Балаковскому району рекомендовано сократить долю неконкурентных закупок», прочитал. Уже отписал там свое мнение в комментариях, но решил еще здесь повториться. «...С целью повышения эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств всем муниципальным заказчикам Балаковского района рекомендовано сократить доли закупок „до 100 000 р.“ до 10% в общей структуре муниципальных закупок...»

Я ни в коем случае не против разивития конкуренции, наоборот только за, вы не подумайте, но...

Для тех кто не в курсе. Все способы размещения заказа можно поделить на две категории -

Конкурентные:

— открытый конкурс;
— закрытый конкурс;
— открытый аукцион в электронной форме;
— запрос котировок;

Неконкурентные:

— закупка у единственного поставщика.

Расскажу немного подробнее.
Конкурс — это способ размещения заказа, когда поставщики участвуют в нем посредством подачи заявок, в соответствии с заранее установленными заказчиками в конкурсной документации правилами. Участник оформляет заявку в письменной форме и направляет заказчику. После окончания срока подачи заявок заказчик проводит процедуру рассмотрения заявок по установленным правилам и оценивает их по показателям цена/качество. Побеждает тот, кто предложил наилучшие условия исполнения контракта.

Открытый аукцион в электронной форме — это способ размещения заказа, фактически — продажа права на заключение контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и государственных нужд. Спецэфическая форма аукциона, которая называется — редукцион (обратный аукцион). То есть побеждает тот, кто в ходе торгов, путем поочередной подачи ценового предложения, предложил наименьшую цену контракта. На сегодняшний день это самая некоррупционная форма размещения заказа, поскольку заказчик не видит тех, кто участвует в торгах и узнает участников лишь после их окончания, что не дает возможности оказать влияние на участников. По окончанию заказчик получает информацию о всех предложениях в порядке ранжира — от меньшего к большему.

Запрос котировок — это одна из самых простых и самых коррупционных процедур размещения заказа, которая применяется, для приобретения небольших объемов товаров работ или услуг (не более 500 000 р. в квартал по одноименному товару). При данном способе поставщику представляется возможность лишь один раз подать ценовую котировку, оформленнуюв виде заявки на бумажном носителе или в форме электронного документа, после подачи которой недопускается внесение каких-либо изменений в нее, поскольку с точки зрения Гражданского Кодекса — запрос котировок считается офертой. Равно как и процедура отмены и внесения изменений в извещение о запросе котировок со стороны заказчика не допускается. Это простая процедура, с точки зрения количества предоставляемых документов (Но не сроков. Так что если кто то пытается оправдать себя тем что запрос котировок быстрее, чем аукцион — не верьте, это вранье, по срокам эта процедура почти день в день сходна с электронным аукционом). Посему необходимо достаточно серьезно прорабатывать докуент во избежание конфликтных ситуаций уже после подведения итогов и в ходе исполнения контракта. Единственным критерием оценки поступившего предложения является цена. Но мое мнение, что этот способ закупки уже давно изжил себя и его давно пора уже отменить и даже несколько странно, почему до сих пор законодатель это не сделает.

Закупка у единственного источника — допускается на сумму — в размере не больше 100 000 р. То есть с точки зрения закона — приобретать товары работы услуги на сумму не превышающую 100 000 р. — законно. Но применительно к заказчикам — получателем средств — главный распорядитель имеет право устанавливать обязанность проводить конкурентные процедуры в любом случае, что собственно говоря и пытаются сделать в отношении Балаковских заказчиков — получателей бюджетных средств (Школ, садиков и т.д. и т.п.) — установить обязанность всё закупать через торги, сократив долю простых договоров до 10%. Да, закупка у единственного поставщика, путем заключения простого договора является исключительной и крайне нежелательной процедурой закупки, которая должна применяться тогда, когда применение любых других форм либо невозможно или дает негативный экономический эффект. Обычно этот способ допускается в случаях закупок у естественных монополий (Газ, свет, тепло, вода), срочные закупки при возникновении чрезвычайных ситуаций, небольшие по объему финансирования закупки (Не больше 100 000 р.) Главный недостаток этой процедуры в том что зачастую цена диктуется продавцом.

Ознакомившись с намерениями вышестоящих органов власти применительно к заказчикам особенно весело понимать, что конкуренция от этого не появится. Рекомендации давать хорошо, тем кто не в силах не выполнить приказ. Особенно, если тот кто приказывает — федеральный орган исполнительной власти или главный распорядитель бюджетных средств, но ведь заставили уже дошкольные учреждения и сельские школы проводить запросы котировок хоть на 5 000 р., хоть на 3 000 р., и пофиг то что многие понимают, что запрос котировок не только несет в себе коррупционные риски, но и потенциал конкуренции у него практически нулевой в условиях функционирования рынка Саратовской области и особенно Балаковского района. Многие предприниматели не знают что такое госзаказ либо не хотят знать, поскольку им уже достаточно тех заказов что они получают от физических лиц и юридических лиц не ограниченных в отличае от госзаказчиков 94 ФЗ, а многие из тех кто узнал и столкнулся с трудностями 94 ФЗ — открещиваются от этого по понятным причинам.

Я уж не говорю про обязанность проводить заказчиками электронные аукционы. Ну заставили проводить запросы котировок и чо? 90% случаев на поставку продуктов питания (и не только) в сельские учреждения — ни одной заявки! Ну давайте теперь их обяжем проводить еще и аукционы в электронной форме (самая некоррупционная и самая конкурентная процедура, на мой взгляд, из всех что имеется в ФЗ-94). на такие же суммы — 5 000 р., 10 000 р., а я посмотрю кто придет туда. Особенно, учитывая что плата за победу в аукционе составляет 3 000 р. Выгодно ли для поставщика будет участвовать в аукционе на 10 000 р.? Кроме платы за участие в аукционе ему еще придется заплатить и за оформление электронной подписи, а это еще не меньше 7 000 р. Это реально усложнит жизнь заказчикам и поставщикам. Зато можно будет потом с высоких трибун сказать что увеличилось число конкурентных процедур! Заказчики и так трясутся каждый раз нажимая кнопки на сайте закупок и готовя документацию. Потому как специалистов нет, и даже, если и есть, то ведь и они совершают порой ошибки. А количество составов административки за нарушение 94 ФЗ — не меньше 30! (Суммы штрафов за нарушения варьируются от 3 000 р. до 100 000 р. а по некоторым составам сумма привязана к процентам от цены контракта). Какая зарплата у людей, которые работают в этих учреждениях? Явно меньше, чем у тех кто такие рекомендации дает. А вот ознакомьтесь с примерным перечнем обязанностей специалиста по размещению заказа. Вот и я об этом. Конечно, когда ты сидишь в крупном федеральном ведомстве и размещаешь заказы, типа «Размещение рекламы на фэйсбуке» — поставить 10 000 лайков в соц.сети и твои намерения по поводу этих 7 000 000 рублей всем понятны, то тебе плевать на такие штрафы. А если ты работаешь в садике и твоя зарплата от 10 000 р. до 18 000 р.? Ты можешь напороться на штраф и 50 000 р. например, за то что не вовремя подписал контракт и при этом никто из участников аукциона или запроса котировок не жаловался на нарушение своих прав и это несвоевременное подписание не принесло никаких убытков или ущемления прав участников размещения заказа. Ошибается человек в силу, того что она просто нянечка в дет.садике, не имеющая юридического образования и ее просто заставили заниматься торгами. При этом штраф за проезд на красный свет составляет 1 000 рублей — а какие последствия могут быть от того, что кто то проскочил на красный свет? Задумайтесь. Проверяющим конечно этот довод особо не интересен. Возникает вполне обоснованный вопрос — увеличиться ли конкуренция при проведении торгов, и как следствие, появится ли реальная экономия бюджетных средств? Или же это просто очередной раз кому то поправит статистику, а для людей обернется серьезными рисками, влекущими серьезную финансовую нагрузку. Выход есть — освобождать заказчиков, чей объем закупок не велик от обязанностей проводить закупки самостоятельно и создавать уполномоченные органы, где централизованно проводить закупки и формировать в них группы специалистов, которые будут осознанно относиться к своему делу. Ну а пока, что — нет ребята всё не так, всё не так ребята...

Источник: «Живой журнал».


Добавить комментарий