Уволенные офицеры балаковской полиции: "Мы люди подневольные, но не рабы!"
06 февраля 2015, 14:00Обычно мы очень неохотно идем навстречу героям наших публикаций, которые порою просят изменить их фамилии. Но этот случай совершенно уникальный. И хотя фамилии этих двух бывших полицейских в Балакове Саратовской области известны многим, я согласился их не озвучивать.
— За эти месяцы мы хлебнули море унижений, и нам уже ничего не страшно, — говорят герои этой публикации. — Не хотим только, чтобы эта история отразилась на наших детях — не уезжать же нам, в конце концов, из города! О перипетиях самой скандальной истории только что ушедшего года многие наши читатели наслышаны. 10 сентября 2014 года в интернет-пространстве появился видеоролик, который за 4 месяца собрал более 75 тысяч просмотров — колоссальную цифру для провинции. Сам ролик представляет собою
Майор полиции Андрей Дюжев и капитан Сергей Никитин (фамилии изменены) несут службу в дежурной части, погруженные в ежедневную рутину документов и телефонных звонков. К ним в дежурку заходит подполковник в парадной белой форме с сумкой через плечо. Что-то выясняет у подчиненных, нервно расхаживая вокруг них. Потом взрывается на жуткий мат, перемежая выволочку угрозами сорвать погоны:
— Сидишь тут — пузо распустил!.. Ж..пу поднял и метнулся!.. Встать по стойке смирно!.. Я вам тут устрою строевую!.. Ты у меня еще напишешь рапорт на дембель...
Это, с позволения сказать, содержательная часть разноса. Впрочем, если «запикать» матерные обороты подполковника, то выйдет один большой пиииипец. Лично я в своей жизни столь грязного и многоэтажного мата не слышал никогда. А когда из уст подполковника стали вылетать угрозы сексуальной расправы над подчиненными (таков смысл новой порции запредельных оборотов), то показалось, что кулаки проштрафившихся стали сжиматься сами собою.
Но хватит пересказывать всю мерзость, которую демонстрирует видеоролик. В матерщиннике сразу же без труда был опознан
— После обнародования скандального видео мы были готовы к чему угодно, только не к такому повороту событий, — признались мне капитан с майором в ходе долгой непростой беседы. — Спустя месяц после скандала мы оба были уволены из органов. А наш обидчик продолжает нести службу, теперь он заведует агентурной сетью на уровне областной полиции. Говорят, что это для него номинальное понижение.
— Всех бы так понижали. И все же что произошло в тот вечер? Что так взбесило подполковника?
— На самом деле бесило Матвеева, переведенного к нам из Хвалынска, само Балаково, где он нес службу меньше года. Он никогда не подбирал особых слов, не раз роняя фразы, что его здесь все тяготит. А в тот вечер, 25 августа, он принимал какую-то комиссию из Саратова, проводил учения на тему гражданской обороны (отсюда на плече Матвеева и сумка-противогаз). К нам в дежурку он зашел в
— Но от момента самой съемки до публикации в «Ютюбе» прошло 2 недели. Говорят, что эта съемка уже гуляла на флеш-картах по УВД...
— И мы такое слышали, если вы о том, кто именно выложил ролик в интернет... Говорим в сотый раз: это не мы. Только ненормальный может обнародовать такое унижение самого себя. И кто это сделал, мы действительно не знаем. И комиссия, примчавшаяся в Балаково из Саратова в тот же вечер, так и не выяснила, кто вынес сор из избы. Нас обоих держали в здании полиции всю ночь, допрашивали, увещевали. Насколько знаем, перед особистами тогда поставили задачу найти возмутителей спокойствия в течение суток. Но никто ни в чем не признался.
— У этой истории две этические стороны: поведение самого Матвеева, с которым все более-менее ясно, и ответный ход — тот самый сор из избы... Наверняка доступ к камере наблюдения имеет ограниченный круг лиц.
— Более того, съемка делается не для проформы. Ее должны просматривать те, кому положено. И случись так, как положено, этот вопиющий факт был бы разобран в считанные часы за закрытыми дверями. Но случилось иначе. Мы понимаем логику людей, решивших проучить Матвеева. Но в итоге пострадали от этого по большому счету только мы двое.
— А вот с этого места поподробнее...
— Первая волна проверок касалась непосредственно появления ролика в сети. И она ни к чему не привела. 15 же сентября в Балаково прибыла другая комиссия из Саратова, которая ни словом не касалась ролика. Она целенаправленно взялась изыскивать нарушения в работе дежурной части. Кто ищет, тот всегда найдет. И нарушения схожей «тяжести» в оформлении документов были найдены во всех сменах дежурной части. Двоим вынесли приказы о неполном служебном соответствии, еще одного офицера понизили в должности. И только по нам 22 сентября был подписан приказ об увольнении из полиции.
— За что вас уволили?
— Формально — в связи с грубым нарушением служебной дисциплины. Нами «не было обеспечено своевременное реагирование на сообщение о преступлениях в течение дежурных суток». Конкретно — в горбольницу ночью поступает женщина с легким сотрясением мозга, говорит, что ее ударил сожитель. Угрозы жизни нет никакой. Причин срывать опергруппу с реального преступления и гнать их на семейную разборку нет, поэтому я ставлю в известность участкового, который назавтра берет дело в оборот. Нас всю жизнь учили реагировать на происшествия именно так — в зависимости от тяжести и опасности! И это, с позволения сказать, нарушение — обычная практика, которая не влияет ни на раскрываемость, ни на общественный порядок. На самом деле нас просто убрали с глаз долой!
— Чтоб другим неповадно было?
— Уволить, чтобы поскорее обо всем забыть. Только такая вывихнутая логика и приходит в голову.
— При этом вы согласились на общение с журналистами далеко не сразу. Чего ждали? На что надеялись?
— Как это ни смешно сейчас звучит, на справедливость. Наверное, руководство сочло себя обязанным отреагировать именно так — увольнением. Да и для самого начальника МУ МВД РФ «Балаковское» Игоря Старовойтова эта история закончилась уходом на пенсию (наши же герои были изгнаны из органов без содержания и выплат, что совсем другое дело! — Авт.). Правда, расставаясь с нами, Игорь Леонидович говорил утешительные слова. Даже сам Матвеев перед отправкой в Саратов нашел нас и пробурчал что-то типа «Я не хотел, чтобы так все вышло». Но что нам эти извинения? Сегодня мы оба сидим без работы с черной меткой в трудовой книжке. Вся надежда была на суд.
— ???
— Мы пытались восстановиться по суду. Нас уволили по совершенно надуманным основаниям, которые в обычной ситуации даже на выговор не тянут. Но и в суде юристы полиции жестко и неожиданно для нас настаивали на собственной правоте, мол, не место в органах таким, как мы... В ноябре судья Бирюкова отказывает нам в удовлетворении наших требований. Дескать, нас уволили строго по закону. Мы это решение оспорили — юридическая точка в деле еще не поставлена. И только после этого мы решились на общение с прессой. Просто стало невмоготу от циничности ситуации!
— А есть среди ваших знакомых хоть кто-нибудь, кто всерьез воспринял официальные причины вашего увольнения?
— Да пока что не попадались! (Усмехаются.) Представьте себе, после приказа об увольнении мы целый месяц работали в дежурной части — принимали сигналы от граждан, контролировали оперативную обстановку. Нам по факту доверяли, расписавшись де-юре в полном недоверии. Главное чувство, в котором признавались нам все без исключения коллеги, — чувство стыда и полной незащищенности. Чтобы вот так — сначала унизить и растоптать твое человеческое достоинство до крайней степени, а потом вышвырнуть... Сотрудник полиции — человек подневольный. Но человек, а не раб!
P. S. Прекрасно помню: когда улегся первый шок от интернет-скандала, почти сразу пришла весть об увольнении Сергея и Андрея. Поначалу в такой поворот событий я просто не поверил. Ну не могут ответственные люди — офицеры со множеством звезд на погонах — пойти на такой самоуничтожающий поступок. Оказалось, вполне могут! И еще. Когда я нахожу в Интернете содрогающий сознание ролик под названием «Произвол и беспредел начальника полиции г. Балаково», теперь уже доподлинно знаю, как в нашем государстве расправляются с заведомо невиновными.
Между прочим, российскими офицерами!
Источник: сайт газеты «Суть».