18+

Двуглавые орлы. В каких районах области самые эффективные властные тандемы?

11 августа 2014, 13:26

Под пристальный взгляд наших экспертов попали представители районной власти. В каких муниципалитетах с населением более 40 тысяч человек сложились эффективные тандемы из главы района и главы районной администрации, а где взаимодействие не налажено и каждый лидер «тянет одеяло на себя»? Насколько в принципе целесообразна двуглавая система местного самоуправления? Напомним, что с помощью экспертов мы еженедельно определяем и публикуем рейтинги социальных объектов, а также саратовских чиновников, депутатов, политиков, общественников, деятелей культуры. Рейтинг составляли эксперты:

1. Ольга Алимова — депутат Государственной думы (КПРФ).

2. Дмитрий Аяцков — экс-губернатор Саратовской области, советник аппарата советников и помощников губернатора области по аграрным вопросам.

3. Виктор Володин — депутат Саратовской областной думы (ЕР).

4. Антон Ищенко — депутат Государственной думы (ЛДПР).

5. Сергей Лисовский — министр промышленности и энергетики Саратовской области.

6. Николай Лыков — главный редактор ИА «Взгляд-инфо».

7. Сергей Наумов — директор ССЭИ.

8. Николай Семенец — депутат Саратовской областной думы (ЕР).

9. Александр Уриевский — директор ИА «Саратовинформ.ком».

По результатам опроса самыми эффективными названы следующие тандемы:

1. Энгельсский район (Дмитрий Лобанов — Андрей Куликов)

2. Балаковский район (Александр Алексеев — Иван Чепрасов)

3. Вольский район (Анатолий Краснов — Игорь Пивоваров)

Список 10-ти фаворитов от наших экспертов выглядит так:

1. Энгельсский район (Дмитрий Лобанов — Андрей Куликов) суммарный коэффициент 1,5

2. Балаковский район (Александр Алексеев — Иван Чепрасов) суммарный коэффициент 2

3. Вольский район (Анатолий Краснов — Игорь Пивоваров) суммарный коэффициент 2,5

4. Ртищевский район (Юрий Сертаков — Александр Санинский) суммарный коэффициент 3

5. Марксовский район (Николай Косарев — Олег Тополь) суммарный коэффициент 3,4

6. Саратовский район (Наталья Гурьева — Иван Бабошкин) суммарный коэффициент 3,5

7. Красноармейский район (Виктор Шишлов — Алексей Петаев) суммарный коэффициент 3,7

8. Пугачевский район (Марина Никулина — Станислав Сидоров) суммарный коэффициент 4,5

9. Балашовский район (Елена Щербакова — Александр Москалев) суммарный коэффициент 7,3

10. Петровский район (Сергей Горячев — Юрий Заигралов) суммарный коэффициент 10

Дмитрий Аяцков, экс-губернатор Саратовской области:

— Я не приемлю понятия тандемов. У каждого есть свои функции и должностные обязанности. Если главы муниципальных образований, главы исполнительной и представительной ветвей власти свои обязанности исполняют, народ приветствует такую власть. Если нет — никакой тандем не поможет. Еще много лет назад, когда на каждом углу кричали «да здравствует тандем Путин-Медведев», я говорил: не может быть в нашем государстве тандема. Есть общенациональный лидер — Путин — и есть на то время президент Медведев. Они не сиамские близнецы. У каждого свои задачи, свой функционал, и жизнь это доказала. Сегодня уже не говорят, что у нас два государственных лидера, не говорят о тандеме. Поэтому и на территориях нашей губернии не может быть тандемов. Не говорят же, что Валерий Радаев и Владимир Капкаев — это тандем. Пусть каждый занимается своим делом.

Думаю, что в руководстве муниципальными образованиями должны доминировать главы исполнительной власти. У нас зачастую бывает наоборот. Это неправильно. Представительные органы обеспечивают законодательный процесс — исполнение и наполнение бюджета, принятие нормативных актов, а исполнительная власть, согласно уставу, отвечает буквально за все. Эти моменты путать нельзя. За все должна отвечать исполнительная власть. Например, в Вольске Анатолий Краснов является председателем заксобрания, и он же доминирует как властная единица в районе. В Балашове аналогичная ситуация. На мой взгляд, это категорически неправильно. Это не идет на пользу муниципальному образованию. Когда я был губернатором, у нас глава района был одновременно главой законодательной ветви власти. Тогда мы добивались серьезных успехов в реализации властных полномочий. Я понимаю, что сегодня есть жесткие ограничения по 131-му закону, по которому должно быть разделение властей. Главное, чтобы представители обеих ветвей в районах работали слаженно, как хороший оркестр. Если нет внутренних противоречий между ветвями власти — значит, в районе главы находятся на своих местах. В этом отношении все в порядке в Энгельсском, Ртищевском районах. К сожалению, есть и муниципалитеты, где не все получается в силу разных причин.

Виктор Володин, Саратовская областная дума:

— Могу выделить Красноармейский район, в котором тандем стабильно работает, не возникает никаких противоречий, есть понимание. Это мой избирательный округ. В прошлом году в районе были сложности, но сейчас пришла новая команда, уже год они отработали. Естественно, есть много бытовых вопросов, которые снимаются в результате взаимодействия двух глав. По другим мне сложно говорить, не хотел бы давать характеристику тандемам в чужих для меня районах. Я сейчас как директор БТИ со всеми районами работаю, у нас с главами проблем вообще не возникает, все вопросы решаем, договариваемся.

Везде по-разному. Есть главы, которые друг друга дополняют, а есть более сильные лидеры. Понятно, что тот, кто сильнее, берет большую нагрузку на себя. Главное, чтобы не было противостояния и вражды. По моим территориям такого нет, а по другим районам я не могу сказать, не готов комментировать.

Николай Семенец, Саратовская областная дума:

— На первое место я бы поставил тандем Энгельсского района — Дмитрий Лобанов и Андрей Куликов. Никогда не видел, чтобы между ними в отношениях «кошка пробежала», оба работают в интересах своего района. Вольский тандем Пивоваров и Краснов отличный, а также Ртищевский и Петровский.

Правда, я в большей степени являюсь приверженцем единоначалия, когда глава района — руководитель районного собрания — возглавляет и исполнительную власть. Я не вижу тандема в маленьком Воскресенском районе, там и дела сегодня плохие, особенно с бюджетом. Про другие не буду говорить — обидятся. Если говорить о лидерах в районах, то в Энгельсском таковым является Лобанов, в Балаковском — Чепрасов, в Ртищевском — Санинский, в Петровском — Заигралов, в Саратовском — Бабошкин, в Вольском — и тот, и тот сильные. За Балашовский и Марксовский районы не берусь говорить.

Сергей Лисовский, правительство Саратовской области:

— По моему мнению, самые эффективные тандемы сложились в Балаковском, Вольском, Пугачевском, Ртищевском и Энгельсском районах. Давать оценки районам, где взаимодействие не налажено, я не правомочен, так же как и сравнивать «силу» глав районов и глав администраций. Но, на мой взгляд, больше всех полномочий имеет Дмитрий Лобанов.

Относительно системы местного самоуправления отмечу, что я не являюсь ее горячим сторонником. Неслучайно предлагаются различные способы ее реформирования.

Антон Ищенко, Государственная дума:

— Если честно, я достаточно скептически отношусь к районным тандемам, которые на сегодняшний день сложились. Может быть, это не столько связано с личными качествами руководителей районов, сколько с общей экономической ситуацией. Муниципалитеты сейчас зажаты тисками недофинансирования и межбюджетными проблемами. В этой ситуации очень много накопившихся проблем, которые не решаемы никакими тандемами или единоличными руководителями. Здесь, конечно, нужно объективно смотреть на картину. Я бы отметил худшие районы, которые в этих условиях умудряются только усугублять ситуацию, даже не создавая никаких предпосылок для развития. Меня очень беспокоит ситуация в Балашовском районе — некогда одном из самых процветающих, всегда славившихся огромным потенциалом, продукцией, которая расходилась по всей стране. Сейчас там от целого ряда предприятий, некогда успешных и прибыльных, не осталось абсолютно ничего. Более того, процесс разворовывания и разбазаривания экономики района продолжается. Все это при попустительстве тандемов или плеяды руководителей, которые сменяют друг друга. Почему-то Балашовскому району не везет. Елена Юрьевна Щербакова фактически является руководителем, несмотря на то, что она от представительной ветви власти. Казалось бы, ответственность должна лежать на исполнительном органе, но в этом случае ответственность за развал экономики в районе все-таки несет именно она.

Другие районы находятся примерно в одинаковых условиях. На фоне остальных в более выгодной ситуации находится Вольский: удалось сохранить промышленный потенциал, есть какое-никакое производство, люди трудоустроены, получают зарплату. Деньги выплачиваются не только в бюджетных организациях, но и в частном секторе. Это большой плюс для района. Все-таки бизнес там живет, в том числе благодаря муниципальному руководству. В других районах каких-то серьезных подвижек я не замечаю.

Сегодня во всех районах уже сложилась система, за ситуацию в них отвечает тот или иной руководитель, и его можно назвать по фамилии. Где-то это руководитель исполнительной, где-то представительной ветви власти. Уверен, что присутствие двух ветвей власти — правильное и нужное, потому что в случае, когда работает один глава, возникает бесконтрольная ситуация.

Другое дело, что абсолютно верно было принято решение передать именно главам администраций руководство районами, чтобы основной груз ответственности несли именно они. Представительная власть должна осуществлять контрольную функцию, отвечать за стратегическое планирование и развитие, действовать в большей степени на общественных началах. Если это произойдет, если мы сможем довести до логического завершения перестройку системы местного самоуправления, то главами районов будут становиться не ради того, чтобы получить кусок земли или собственность, или повлиять как-то на бизнес в районе, а ради развития района. Необходимо, чтобы депутаты действовали абсолютно бескорыстно, могли контролировать исполнительную власть, у них были все рычаги влияния. Пока все буксует, в каждом районе есть огромный груз проблем, который не дает сдвинуться с мертвой точки.

Хотя есть положительные примеры у соседей, например, Борисоглебский район Воронежской области, который граничит с Балашовским. От Балашова до Борисоглебска буквально 70 км. Но там абсолютно другая жизнь. Район по населению гораздо меньше, а его бюджет в два раза больше, в два раза больше и налоговых поступлений. Там сохранились предприятия с советских времен, растет зарплата, привлекаются специалисты, в том числе из Балашовского и Самойловского районов. И дороги совсем другие, и с культурой все хорошо. Даже нельзя сравнить с тем же Балашовом или убитыми Романовкой, Турками или Самойловкой. Это серьезный контраст. Наверное, все-таки, несмотря на бюджетные проблемы, нужно смотреть на опыт соседей и перенимать его.

Ольга Алимова, Государственная дума:

— Тандемы подбираются только так, чтобы это были единомышленники, которые могли бы совместно решать или, наоборот, не решать вопросы. Если глава настроен решительно и работает профессионально, а тот, кто возглавляет депутатский корпус, не желает что-то делать и только видимость работы создает, они между собой никогда не найдут согласия. Один готов реализовывать все, что требуется, служить буфером между жителями, а другой говорит: денег нет, не будем принимать никакие решения.

На мой взгляд, глав районов в сельской местности нельзя считать профессионалами. Они, скорее, бизнесмены, которые заточены на собственный бизнес. Другого варианта у них нет. Даже если есть бюджетные вливания, они их направляют на развитие собственного бизнеса, и ничего другое их не интересует. Я это говорю как человек, проехавший все районы.

В Балашовском районе тандема в принципе не может быть никакого, пока там Щербакова. Это человек не является профессионалом ни в одной области и кроме интриг и раздрая привнести ничего не может, кого бы ей не поставили. В Вольском, Красноармейском, Марксовском районах новые люди, я про них ничего не могу сказать.

Веселый и радостный Заигралов в Петровском районе... не знаю, может быть, он там все-таки приживется. Он подобрал себе в тандем Сергея Горячева, поэтому, думаю, у них все сложится. В Пугачевском районе Станислав Сидоров, по крайней мере, старается. Я не знаю, насколько Марина Никулина готова с ним работать. Сидоров человек новый, пережил величайшее потрясение пугачевского бунта. Думаю, он способен изменить ситуацию, по крайней мере, он получил встряску, чтобы по-другому смотреть на проблемы, увидеть, что в районе остро стоит не только национальный вопрос, но, оказывается, нужно еще строить дороги, давать свет и т.д.

Санинский в Ртищевском районе очень давно, и я не думаю, что он к себе в команду может взять человека, с кем он не найдет точки соприкосновения. Тандем тут нормальный. Иван Бабошкин — это отдельная песня, к нему я отношусь как к непрофессионалу. Я была в Дергачевском районе, знаю, чем он занимался, видела его в Саратовском районе. Поговорить, пообещать он может, но до реализации дело не доходит. Энгельсский район: Андрей Куликов работоспособный, к Дмитрию Лобанову у меня особое отношение. Это человек, который не хочет идти ни с кем и ни на какие контакты. Он только бравирует дружбой и знакомством с Радаевым. Мне кажется, это неправильно.

Представительная власть в районах должна выстраивать стратегическую линию на перспективу, чтобы не просто деньги куда-нибудь швырнуть — год прошел, и неважно, куда средства распылились. Депутаты должны быть стратегами, а тактическую работу выполнять исполнитель. Причем он должен быть профессионалом — неважно, какой партийной принадлежности.

Думаю, что и законодатель, и исполнитель должны быть равнозначны. Это как размышлять, кто должен быть сильнее: Госдума или правительство? Если Госдума напортачила, не хочет ничего решать и кроме кружевных трусов ничего не обсуждает, то Медведев на фоне депутатского корпуса выглядит значительно мощнее даже с плохими министрами. Если Дума будет принимать хорошие законы, работать на перспективу, Медведев будет вынужден выполнять все решения, которые представительным органом власти принимаются.

К сожалению, никаких контролирующих функций у представительной власти нет, их давно ликвидировали. На уровне местного самоуправления кто-то из депутатского корпуса еще пытается пузыриться, кто-то щеки надувать, а кто-то просто обреченно смотрит в глаза избирателям и говорит, что мы ничего не можем. Все зависит от желания помочь людям, но таких представителей власти у нас все меньше и меньше.

Александр Уриевский, ИА «Саратовинформ.ком»:

— Очень немного публичных критериев для оценки эффективности. Есть официальные оценки со стороны областного правительства, есть выступления и скандалы, опубликованные в СМИ. Личное знакомство с некоторыми, наконец. Поэтому в числе первых — энгельсский, балаковский, вольский тандемы. Балашовский замыкает.

По силе своего присутствия в информационном пространстве области все равно никто не смог бы конкурировать с городским саратовским тандемом, поэтому их здесь и нет, видимо. Вообще мода на тандемы прошла, это очевидно. Сейчас все больше каждый сам по себе и сам за себя.

Источник: сайт газеты «Суть».


Добавить комментарий