Палата ориентируется на местность
03 апреля 2014, 10:42Саратовские общественники предложили разработать закон о квотировании продукции местных производителей в торговых сетях. Речь может идти об установлении минимального порога в размере 25 % от общего объема реализуемого товара. Представители торговых сетей отмечают, что далеко не все местные компании могут обеспечить магазины качественной продукцией и в необходимом объеме. В УФАС заявляют, что любая попытка властей создать преимущества для отдельных производителей может быть расценена как нарушение закона. Эксперты говорят о необходимости использования других рычагов, к примеру, создания более комфортных условий для производства.
Вчера в Общественной палате Саратовской области прошел круглый стол, на котором чиновники, общественники и представители бизнеса обсуждали проблему низкой представленности товаров местных производителей в сетевых магазинах. В целом, у общественников накопилось много претензий к сетям. Так, председатель Общественной палаты Александр Ландо отметил, что в некоторых магазинах грязно, цены не соответствуют тому, что написано на ценниках, есть просроченные или просто испорченные товары. «Во время проверки „Ашана“ мы обнаружили кишечную палочку, — привел пример господин Ландо. — Хотя как ей там не образоваться? Ведь пельмени привозят из Самары, и продукт несколько раз успевает разморозиться и заморозиться. Но это же не экзотический продукт, и в Саратове производится в достаточном количестве».
Саратовские производители, по мнению общественников, не могут попасть в торговые сети. По словам главы областной ТПП Максима Фатеева, сети продвигают только тот продукт, который зарекомендовал себя на рынке, и у малоизвестных марок возникают проблемы. Ситуация усугубляется тем, что конкуренцию с торговыми сетями не выдерживают одиночные магазины. Зампред облправительства Павел Большеданов для примера рассказал о том, что в Питерском районе области с приходом сетей число торговых точек уменьшилось в два раза. В результате сокращаются объемы налоговых отчислений, ведь сети, как правило, зарегистрированы в других регионах и основные налоги платят там. Господин Большеданов отметил, что облправительство хотело бы понимать процедуру принятия торговыми сетями решения о допуске того или иного поставщика в магазин. Также он отметил, что при подписании соглашения с сетями необходимо иметь в виду задачу «довести местные товары до потребителя».
В качестве решения проблемы общественники предложили несколько вариантов. Так, это введение минимального порога реализации местной продукции общим объемом не менее 25 % от всего товара. Член Общественной палаты Лев Илюхин даже предложил разработать региональный закон о квотировании саратовской продукции. Еще одним вариантом решения проблемы, по его словам, может стать создание облправительством собственной сетевой компании, «к примеру, на базе облпотребсоюза». Это, по его мнению, позволит установить там свои условия и создать конкуренцию.
В сети «Пятерочка» (ООО «Волгаторг») считают, что ажиотаж вокруг местных производителей несколько раздут, по крайней мере, в отношении саратовских сетей. По словам начальника дирекции рекламы сбытовой сети Екатерины Недохлебовой, в магазинах «Пятерочка» хлеб поставляют исключительно местные компании, значительный процент саратовского молока, макаронных и колбасных изделий. «Нам удобнее работать с местными поставщиками. Но оказалось, что далеко не все они могут обеспечить стабильные поставки в магазины сети, — не хватает объемов производства, нет возможности поставлять товар круглогодично, нет логистики, транспорта, качества, в том числе качества упаковки. Притом что у них не самая дешевая продукция. Мы готовы сотрудничать, а не помогать кому-то делать бизнес», — сказала она. Поэтому, по ее мнению, для того, чтобы решить проблему представленности товаров местных производителей, надо задавать вопросы в том числе и им.
Если облправительство все-таки решится на установление квот для местных производителей, оно столкнется с противостоянием антимонопольной службы. Как ранее заявляла начальник отдела контроля товарных рынков регионального УФАС Ольга Евсеева, попытка власти влиять на структуру рынка с помощью предоставления каких-либо преимуществ местным производителям будет расцениваться как целенаправленное нарушение действующего законодательства.
По мнению младшего аналитика агентства «Инвесткафе» Романа Гринченко, идея введения квот нереалистична, так как противоречит федеральным законам «О торговле» и «О защите конкуренции». Кроме того, он сомневается, что подобног рода вмешательство позволит увеличить объем реализации местной продукции. «Есть более действенные и прибыльные, как для бюджета, так и для предпринимателей, рычаги. К примеру, большее внимание стоит уделить улучшению инвестиционного климата области, упрощению взаимоотношений между бизнесом и властью, повышению информационной поддержки и другим подобным методам, направленным на создание комфортных условий для развития местного производства, а не на принуждение потребителей покупать продукцию определенных компаний», — сказал он. Вариант создания собственной торговой сети, по словам эксперта, также станет малоэффективным. «Затраты на реализацию такого проекта значительно превысят потенциальный объем увеличения поступлений в бюджет и прибыли. К тому же, чтобы привлечь и удержать потребителя, FMCG-ритейлеру, как минимум, необходимо иметь широкий ассортимент товаров, удовлетворяющий нужды потенциальных клиентов, и конкурентоспособные цены, что является достаточно сложной задачей для сети с определенным, узким предложением».
Источник: газета «КоммерсантЪ» от 03.04.2014 года.