Кто к дорожному греху... поближе
15 января 2014, 09:16Этот мало кем подмеченный казус случился во время очередного визита губернатора Валерия Радаева в Балаково Саратовской области. Успевший уйти в историю ноябрь уверенно завернул стрелку термометра на минус, когда высокие гости ехали знакомиться сразу с двумя новыми асфальтовыми заводами в промзону. И тут навстречу кортежу откуда ни возьмись вырулил грузовик со свежим дымящимся асфальтом. Вез он его куда-то на дорожные работы, которые при минусовой температуре просто недопустимы. Губернатора удалось тогда от этой метаморфозы отвлечь. Потом Валерий Васильевич битый час слушал лекции на новых заводах о беспримерных технологиях и зарубежных инновациях. Все это, конечно, звучало здорово, но ремонт дорог у нас как шел, так и идет — через пень колоду.
Сегодня, когда зима все спрятала под белые одежды, стало абсолютно очевидно: тема дорог стала для нашего города в минувшем году путеводной. Вспомним прошлогоднюю весну: ям на дорогах было примерно напополам с самим асфальтом. Победить их казалось совершенно нереальным при скудных цифрах, заложенных на это дело в районном бюджете. На 25 миллионов, изначально «сидевших» в муниципальной целевой профильной программе, только ямочный ремонт и был возможен. Крайне красноречиво смотрелось памятное весеннее совещание в Балаково, когда председатель регионального дорожного комитета Николай Чуриков не произнес по делу ни слова, и ему даже посоветовали «выйти отсюда и вернуться с подготовленным докладом». В общем, все говорило о том, что жить нам и дальше с дорогами, годными лишь для тракторов.
И тут, накануне Первомая стали происходить удивительные вещи. Город, истерзанный ранами выбоин, заняла многочисленная дорожная техника. К нам с вольской стороны пришла «Автотрасса», которая взялась латать магистрали, опираясь лишь на честное слово губернатора профинансировать все их хотелки. Капремонт перекрытой напрочь набережной Леонова, правда, подарил нам ощущение полноценного мегаполиса в смысле объездных раздражающих пробок. В итоге вышло вроде бы неплохо, если зима не внесет свои разрушающие коррективы. Дальше были все новые и новые свершения детища Арарата Киракосяна — Саратовское шоссе, подлатанный жилгородок и широко разрекламированное расширение спуска со шлюзового моста. Всем страстно хотелось новых дорог, потому мы готовы были забыть недавние подвиги тех же киракосяновцев, высмеянные на всю страну: «Автотрасса» умудрялась укладывать асфальт под Вольском прямо... на снег! А тут еще история с асфальтовым заводиком, который до неприличия активно лоббировал глава администрации района Иван Чепрасов. Выбранное вольчанами место — нос к носу с дачным массивом у старой пристани противоречило и законам, и спокойствию людей, чуть было не вылившееся в открытые бунты. В итоге завод перенесли в промзону — с этого без нервортрепок и начинали бы! Еще один куплет из той же песни — чересчур частые латания дорожного полотна на плотине нашей ГЭС. Здесь заказчиками работ выступают не муниципалы, а энергетики. Но ремонтирует-то ее, осваивая миллионы, все та же краснознаменная дорожная братия! К примеру, только-только фирму «Экселлент» с большим скрипом внесли в список недобросовестных подрядчиков, как тут же возникает другое юридическое лицо с незапятнанной репутацией «Экселлент+», которое вновь претендует на прежнее козырное место под солнцем. Как говорится, мы их гоним в дверь, а они в окно лезут! Сколько всего денег было освоено по году дорожниками, точно так и не произносится. Цифры эти, по-любому, рекордные. И настолько большие, что они дали повод судачить в народе на тему:
— Не иначе на открытие «Северстали» президент приедет. Вот нас спешно в асфальт и укатывают!
Кто бы к нам, гостеприимным, ни собирался в гости, но мы прожили уникальный по финансированию год, которого в ближайшее дефицитно-кризисное время точно уже не будет. Самый верный признак золотоносности этой темы — молниеносное вхождение в асфальтовый бизнес недавнего «управдома» Михаила Кискина, который держит нос по любому выгодному направлению ветра. В качестве совладельца он засветился на открытии асфальтового завода «Strabag» (с этого мы, собственно, и начали свой рассказ). Жутко интересно, как отлаженные европейские технологии будут сочетаться с фирменным кискинским подходом к делу, превратившим коммуналку города в черную финансовую дыру? Но это все же интерес побочный. Главный же дорожный вопрос: насколько толково сумасшедшие для Балакова деньги были потрачены в минувшем году?
Кто приятно удивил в этих заведомо раздражающих дорожных войнах, так это простые, а главное, совсем молодые наши сограждане. Используя все возможности интернета, они основали на ресурсе «ВКонтакте» крайне популярную группу «На дорогах г. Балаково», а затем и «Бомбилы Балаково». Тыкать носом власти посредством интернета ребятам показалось мало, и они стали подавать десятки исков в реальные суды по конкретным участкам дорог, требуя привести их в соответствие с ГОСТами. Будучи подкованными юридически, активисты суды эти стали выигрывать!
Под стать им повела себя и прокуратура, за год направив в суд и выиграв 16 исковых «дорожных» заявлений. А к концу
Кстати, господин Чепрасов, еще в свою бытность вольским мэром подружившийся с Киракосяном, не стесняется источать в адрес того публичные восторги. Ворон ворону глаз не выклюет, потому всерьез говорить о строгом беспристрастном контроле здесь вряд ли уместно. Тем более, что далеко не забыта еще одна совершенно отвратительная дорожная история.
Осенью
Время шло, «Саратовгесстрой» успел погореть на откате в размере 10 миллионов рублей за ремонт набережной в Саратове. Теперь все узнали, как эта проипатовская организация умеет решать вопросы. Думай что хочешь, но материал, собранный в изобилии по ремонту площади, до сей поры почему-то не превратился в уголовное дело. Хотя позиция балаковского прокурора Дмитрия Сернова по этому вопросу проста:
— Мы усматриваем во всем этом уголовные мотивы.
А вот Чепрасов с какого-то момента перестал клясть «Саратовгесстрой», к осени прошлого года вообще пойдя вспять:
— Строительством 3Г микрорайона будет заниматься эта опытная и зарекомендовавшая себя организация, согласившаяся на все условия.
Что это за условия? Что за резкий поворот в оценках? Почему застопорилось очевидное уголовное дело, способное вернуть многие миллионы в казну? А главное, если бы люди, представляющие балаковцев во власти, действительно радели за интересы города, то они беспрестанно проверяли бы дорожные работы, испокон веков считающиеся на Руси самыми выгодными и безнаказанными. Потому наши дороги и входят в число главных двух бед Отечества.
Источник: сайт газеты «Суть».