18+

Кто к дорожному греху... поближе

15 января 2014, 09:16

Этот мало кем подмеченный казус случился во время очередного визита губернатора Валерия Радаева в Балаково Саратовской области. Успевший уйти в историю ноябрь уверенно завернул стрелку термометра на минус, когда высокие гости ехали знакомиться сразу с двумя новыми асфальтовыми заводами в промзону. И тут навстречу кортежу откуда ни возьмись вырулил грузовик со свежим дымящимся асфальтом. Вез он его куда-то на дорожные работы, которые при минусовой температуре просто недопустимы. Губернатора удалось тогда от этой метаморфозы отвлечь. Потом Валерий Васильевич битый час слушал лекции на новых заводах о беспримерных технологиях и зарубежных инновациях. Все это, конечно, звучало здорово, но ремонт дорог у нас как шел, так и идет — через пень колоду.

Сегодня, когда зима все спрятала под белые одежды, стало абсолютно очевидно: тема дорог стала для нашего города в минувшем году путеводной. Вспомним прошлогоднюю весну: ям на дорогах было примерно напополам с самим асфальтом. Победить их казалось совершенно нереальным при скудных цифрах, заложенных на это дело в районном бюджете. На 25 миллионов, изначально «сидевших» в муниципальной целевой профильной программе, только ямочный ремонт и был возможен. Крайне красноречиво смотрелось памятное весеннее совещание в Балаково, когда председатель регионального дорожного комитета Николай Чуриков не произнес по делу ни слова, и ему даже посоветовали «выйти отсюда и вернуться с подготовленным докладом». В общем, все говорило о том, что жить нам и дальше с дорогами, годными лишь для тракторов.

И тут, накануне Первомая стали происходить удивительные вещи. Город, истерзанный ранами выбоин, заняла многочисленная дорожная техника. К нам с вольской стороны пришла «Автотрасса», которая взялась латать магистрали, опираясь лишь на честное слово губернатора профинансировать все их хотелки. Капремонт перекрытой напрочь набережной Леонова, правда, подарил нам ощущение полноценного мегаполиса в смысле объездных раздражающих пробок. В итоге вышло вроде бы неплохо, если зима не внесет свои разрушающие коррективы. Дальше были все новые и новые свершения детища Арарата Киракосяна — Саратовское шоссе, подлатанный жилгородок и широко разрекламированное расширение спуска со шлюзового моста. Всем страстно хотелось новых дорог, потому мы готовы были забыть недавние подвиги тех же киракосяновцев, высмеянные на всю страну: «Автотрасса» умудрялась укладывать асфальт под Вольском прямо... на снег! А тут еще история с асфальтовым заводиком, который до неприличия активно лоббировал глава администрации района Иван Чепрасов. Выбранное вольчанами место — нос к носу с дачным массивом у старой пристани противоречило и законам, и спокойствию людей, чуть было не вылившееся в открытые бунты. В итоге завод перенесли в промзону — с этого без нервортрепок и начинали бы! Еще один куплет из той же песни — чересчур частые латания дорожного полотна на плотине нашей ГЭС. Здесь заказчиками работ выступают не муниципалы, а энергетики. Но ремонтирует-то ее, осваивая миллионы, все та же краснознаменная дорожная братия! К примеру, только-только фирму «Экселлент» с большим скрипом внесли в список недобросовестных подрядчиков, как тут же возникает другое юридическое лицо с незапятнанной репутацией «Экселлент+», которое вновь претендует на прежнее козырное место под солнцем. Как говорится, мы их гоним в дверь, а они в окно лезут! Сколько всего денег было освоено по году дорожниками, точно так и не произносится. Цифры эти, по-любому, рекордные. И настолько большие, что они дали повод судачить в народе на тему:

— Не иначе на открытие «Северстали» президент приедет. Вот нас спешно в асфальт и укатывают!

Кто бы к нам, гостеприимным, ни собирался в гости, но мы прожили уникальный по финансированию год, которого в ближайшее дефицитно-кризисное время точно уже не будет. Самый верный признак золотоносности этой темы — молниеносное вхождение в асфальтовый бизнес недавнего «управдома» Михаила Кискина, который держит нос по любому выгодному направлению ветра. В качестве совладельца он засветился на открытии асфальтового завода «Strabag» (с этого мы, собственно, и начали свой рассказ). Жутко интересно, как отлаженные европейские технологии будут сочетаться с фирменным кискинским подходом к делу, превратившим коммуналку города в черную финансовую дыру? Но это все же интерес побочный. Главный же дорожный вопрос: насколько толково сумасшедшие для Балакова деньги были потрачены в минувшем году?

Кто приятно удивил в этих заведомо раздражающих дорожных войнах, так это простые, а главное, совсем молодые наши сограждане. Используя все возможности интернета, они основали на ресурсе «ВКонтакте» крайне популярную группу «На дорогах г. Балаково», а затем и «Бомбилы Балаково». Тыкать носом власти посредством интернета ребятам показалось мало, и они стали подавать десятки исков в реальные суды по конкретным участкам дорог, требуя привести их в соответствие с ГОСТами. Будучи подкованными юридически, активисты суды эти стали выигрывать!

Под стать им повела себя и прокуратура, за год направив в суд и выиграв 16 исковых «дорожных» заявлений. А к концу 2013-го года прокуратура установила в ходе проверки вопиющую перекачку бюджетных средств, когда минуя все обязательные конкурсные процедуры, деньги перекачивались «между МКУ „УДХБ“ и МКУП „БалАвтоДор“ на выполнение работ по текущему содержанию и восстановлению автомобильных дорог без процедуры размещения заказа, установленной законодательством РФ». Сколько бы можно было сделать новых дорог на экономию, которой не случилось? Между тем глава администрации Балаковского района Иван Чепрасов весь год страстно защищал своего подшефного Антона Пономарева, при котором светофоры не работали хронически. Но и он был вынужден после прокурорской проверки Пономарева уволить из «УДХБ» от греха подальше.

Кстати, господин Чепрасов, еще в свою бытность вольским мэром подружившийся с Киракосяном, не стесняется источать в адрес того публичные восторги. Ворон ворону глаз не выклюет, потому всерьез говорить о строгом беспристрастном контроле здесь вряд ли уместно. Тем более, что далеко не забыта еще одна совершенно отвратительная дорожная история.

Осенью 2012-го губернатор помогал Балакову встретить 250-летний юбилей города, выделив на ремонт площади сразу 30 миллионов рублей. Полноценный миллион долларов тогда охотно освоил «Саратовгесстрой». Во что превратилась несчастная площадь год спустя, все мы помним прекрасно — в расплывающееся как тесто позорище. Тот же Иван Чепрасов в начале 2013-го хорохорился, мол, этого он так не оставит и неправедные деньги у «Саратовгесстроя» непременно вернет!

Время шло, «Саратовгесстрой» успел погореть на откате в размере 10 миллионов рублей за ремонт набережной в Саратове. Теперь все узнали, как эта проипатовская организация умеет решать вопросы. Думай что хочешь, но материал, собранный в изобилии по ремонту площади, до сей поры почему-то не превратился в уголовное дело. Хотя позиция балаковского прокурора Дмитрия Сернова по этому вопросу проста:

— Мы усматриваем во всем этом уголовные мотивы.

А вот Чепрасов с какого-то момента перестал клясть «Саратовгесстрой», к осени прошлого года вообще пойдя вспять:

— Строительством 3Г микрорайона будет заниматься эта опытная и зарекомендовавшая себя организация, согласившаяся на все условия.

Что это за условия? Что за резкий поворот в оценках? Почему застопорилось очевидное уголовное дело, способное вернуть многие миллионы в казну? А главное, если бы люди, представляющие балаковцев во власти, действительно радели за интересы города, то они беспрестанно проверяли бы дорожные работы, испокон веков считающиеся на Руси самыми выгодными и безнаказанными. Потому наши дороги и входят в число главных двух бед Отечества.

Источник: сайт газеты «Суть».


Добавить комментарий