Приговор гаишникам: а тех ли посадили?
23 декабря 2013, 10:38Самой обсуждаемой темой ушедшей осени в Балакове Саратовской области стал беспрецедентно жесткий приговор в отношении экс-сотрудников Балаковской ГИБДД, получивших за 6 эпизодов взяток 17,5 лет лишения свободы на двоих в колонии строго режима + 4,3 миллиона рублей штрафа. Оценки наших читателей были разными: от злорадного «так им и надо» до сочувственного «У нас за кражу миллиардов и даже убийства дают куда меньше».
Отдельно сообщаем, что законная точка в приговоре Андрею Балахонову и Александру Платицину еще не поставлена. Оба осужденных, не признавшие своей вины и не давшие за время следствия ни единого показания, оспорили обвинительный приговор, пока еще не вступивший в законную силу. Их жалобу будет рассматривать кассационная судебная инстанция. Оба они находятся под стражей в Вольском СИЗО. Родные наконец-то смогли увидеться с ними, хотя до оглашения приговора они такой возможности были лишены больше полугода. На вынесении приговора тесть Балахонова Михаил Орлов нервно признавался перед телекамерами:
— Здесь вы узнаете далеко не всю правду. Нам предлагали закрыть дело за 4 миллиона рублей.
Придя в редакцию чуть позже, Орлов от своих слов не отказался. И даже добавил:
— Вы публиковали в газете фотографию моего дома, где Андрей хранил те самые 200 протоколов. Согласитесь, наш дом — далеко не дворец, а более чем скромный коттедж советских времен. Следствие так и не нашло никаких богатств у обоих подсудимых, Андрей ездил на машине «Лада Самара», взятой в кредит. Незадолго до этих событий я потерял свою дочь — жену Андрея. Став вдовцом, он жил вместе с нами. Более того, я помогал ему складировать протоколы у нас в доме, что потом было вменено ему в вину. Но никто не внял настоящей причине, почему Андрей их хранил у нас в коттедже! Когда зять перешел работать в административный отдел, он поражался жуткому бардаку, который там творился. Бесконтрольные документы мог взять, кто угодно и «употребить» их по своему усмотрению. Он не придумал ничего лучше, чем припрятать у себя протоколы, чтобы их элементарно не разбазарили и не продали! В итоге же все повернулось против него самого. Я сам — водитель с огромным стажем, чего только не насмотрелся от гаишников, и к этой братии всегда относился с большим недоверием. Потому и уговаривал зятя уволиться оттуда. Теперь его вот таким образом «уволили», потому что он не вписывался в их хитрую систему.
Выслушивая эти откровения, не лишенные своей логики, мы держали в уме: родные люди всегда склонны выгораживать друг друга. Так, тот же Орлов на суде рассказал в качестве свидетеля историю, в которую судья поверить просто отказался. Мол, когда-то он сам попадался на дороге гаишникам и остался без прав. После чего он якобы обратился к Балахонову с просьбой вернуть права по-свойски: «Но зять ничем помочь не смог, потому что не имел такой возможности». Напомним, все эпизоды обвинения против Плотицина и Балахонова — взятки за возврат водителям-лишенцам их прав. Мзда была устойчивой и составляла 30 тысяч рублей + 5 тысяч за услуги посредника. В этом месте уместно привести один очень красноречивый диалог из протокола судебного заседания: «Защитник: Откуда вы узнали о том, что сказанные вам по телефону слова „три ноль“ означают 30 000 тысяч рублей? Свидетель: Никто не пояснял. Сам догадался. На слуху было, что стоимость возврата составляет 30 000 рублей. Сейчас уже 90 000 рублей, кто что говорит»...
Между тем, в нашем распоряжении оказался прелюбопытный документ, раскрывающий «кухню» ГИБДД. К материалам этого резонансного уголовного дела приложено «Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления». Занимает этот документ 7 страниц. Подписал его следователь по особо важным делам отдела особо важных дел следственного управления И.В.Чеча. В нем, в частности, говорится: «Выявленные преступления имели систематический характер, продолжались длительное время и стали возможными по причине отсутствия должного контроля со стороны руководства МУ МВД России „Балаковское“ в целом и ОГИБДД в частности, поскольку процесс движения административных материалов от инспекторов ДПС, их составивших, до мировых судей урегулирован не был. Так, инспекторы ДПС после окончания несения службы собранные административные материалы сдавали в дежурную часть, командирам отделений либо в группу административной практики, при этом определенного порядка сдачи указанных материалов не имелось, лица, их получившие, за это не расписывались.
В последствие, не все поступившие в группу административной практики материалы регистрировались в соответствующих журналах. Лиц, ответственных за доставку зарегистрированных в секретариате административных материалов в мировые суды, не имелось, в связи с чем указанную функцию выполняли различные работники отдела полиции по устному указанию непосредственного руководителя. Таким образом, в результате отсутствия должного контроля стало возможным совершение преступлений на протяжении длительного времени...
В 2011 году мировыми судьями Балаковского района было рассмотрено 1775 административных материалов по ст. 12.26 КОАП РФ („Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения“ — ред.). При этом в ходе обысков в жилище и автомобиле Балахонова А.В. в феврале 2012 года обнаружены и изъяты около 200 материалов по ст. 12.26 КОАП РФ, что говорит о масштабности преступной деятельности и бесконтрольности со стороны руководства ОГИБДД. Ответственные должностные лица утратили чувство личной ответственности, смирились с позорящими полицию нарушениями служебной дисциплины и законности, чем невозможно достичь понимания, одобрения и поддержки населением деятельности полиции».
И еще. В ходе судебных разбирательств был оглашен факт, в который здравомыслящий человек поверить просто не в состоянии. Дело тут вот в чем. Вал административных протоколов, проходящий через ГИБДД, настолько велик, что штатных сотрудников подразделения ИАЗ физически не хватает для того, чтобы обрабатывать документы должным образом. И когда-то, еще до разразившегося уголовного скандала, было принято удивительное решение: в недрах этого подразделения появился «внештатник» — грамотная женщина, которая работала за штатом. А ее труд оплачивали... коллеги-полицейские, скидываясь каждый месяц из своих законных зарплат!
Из материалов дела цитируем ответ, подписанный год назад начальником ГИБДД О. Дерябиным: «Гражданка Чеснокова (фамилия изменена — Ред.) является официально нетрудоустроенным работником группы административной практики ОГИБДД МУ МВД России „Балаковское“. Должностные инструкции на нее не разрабатывались. В группе административной практики она занимается составлением сопроводительных документов для отправления в мировой суд».
Рано или поздно при таком узаконенном бардаке что-то жутко неприличное просто обязано было случиться! В самой же полиции по поводу приговора двум своим сослуживцам рассуждают примерно одинаково: «Неприятно все это, да и по-человечески жалко их. Ведь все понимают, что они в этой цепочке далеко не главные»...
Источник: сайт газеты «Суть».