18+

Добро пожаловать в Грецию

26 сентября 2013, 09:42

Долги Саратовской области и скудость региональных доходов озаботили не только местных политиков, но и финансовые власти страны. По последним данным Минфина РФ, лидерами по объему госдолга сейчас являются 18 регионов, среди которых и Саратовская область, с показателем 40,8 миллиарда рублей. По общему объему регионального долга наша область заняла пятое место в абсолютном рейтинге субъектов федерации, уступив лишь Москве, Татарстану, Краснодарскому краю и Нижегородской области. Финансовый дефицит уже вылился в публичный конфликт между главой Саратова Олегом Грищенко и председателем регионального парламента Владимиром Капкаевым. В ближайшее время бюджеты разных уровней предстоит секвестировать. Сокращению подвергнутся практически все расходы, кроме зарплат и средств на тепло и энергоносители. Чем это может обернуться для экономики региона, бюджетников и работников частного сектора, разбирался корреспондент «Взгляда-онлайн».

Бюджетный приговор

Нельзя не заметить, что четыре из пяти крупнейших регионов-должников, в отличие от Саратовской области, обладают значительно большими объемами доходов консолидированных бюджетов. Проанализируем показатели за 2013 год. При поступлении в казну 1 триллиона 517 миллиардов рублей, долг Москвы составил 170 миллиардов и лишь немногим превысил 11 процентов от суммы средств, собираемых за год. Нижегородская область, набравшая кредитов на 42 миллиарда, располагает собственными доходами в 101,3 миллиарда рублей. Иными словами, ее долг составляет 41,5 процента от суммы доходов. А вот Саратовская область по этому показателю уже перешагнула психологически важный барьер, соотношение ее долга к доходам сейчас уже составляет 54,4 процента (притом сумма налоговых и неналоговых доходов — около 65 миллиардов рублей, а еще 10 миллиардов регион получает из других источников). Худшие показатели только у Краснодарского края (58 процентов) и республики Татарстан (66 процентов).

Впрочем, по основным экономическим показателям приведенные субъекты федерации существенно обогнали Саратовскую область. Годовые доходы каждого из крупных должников превысили 100 миллиардов, в то время как наш регион смог собрать лишь 75 процентов от этой суммы. Объемы валового регионального продукта, зарплата по различным отраслям экономики, качество транспортной инфраструктуры, численность экономически активного населения — словом, любой из перечисленных показателей будет не в нашу пользу. Получается, что не только абсолютные цифры долгов, но и возможности для сбора дополнительных налогов у Саратовской области значительно меньше. В этих условиях региональной власти не остается ничего другого как секвестровать бюджет.

Лекарство от банкротства

Глава комитета по бюджету областной думы Николай Семенец не видит в предстоящем сокращении расходов какой-либо проблемы. В своем комментарии он заявил: «Все защищенные статьи — зарплаты и ТЭР (расходы на теплоэнергоресурсы. — Авт.) будут оставлены, а прочие пойдут под секвестр. Гарантии и социальные выплаты должны остаться. По другим направлениям будут сокращения в пределах плановых показателей». Соглашаясь с ним, член Общественной палаты Саратовской области, экс-министр экономики и инвестиций региона Александр Степанов объясняет причины, побудившие региональную власть пойти на такой шаг: «Секвестр в нынешних экономических условиях — неизбежная мера. Какой бы самостоятельностью не обладали регионы, финансовая система страны является единой. И секвестр в данном случае — это неизбежный ответ на сокращение доходов бюджетов всех уровней».

Но при этом экономист подчеркивает, что есть повод задуматься о причинах нынешнего дефицита и возможных путях выхода из непростой ситуации: «Все живут в долг — и страны, и регионы, и люди. А вот разумность величины долга — вопрос непростой. Если бы долга вообще не было — это было бы неправильно. Иногда в долг брать надо, чтобы выполнять обязательства, развивать проекты. Вопрос в том, как займы соотносятся с доходами. Нынешняя ситуация отчасти — следствие нашей налоговой системы, при которой большая часть налогов уходит в федеральный центр, а уже потом в трансформированном виде возвращается в регион. Власти региона в этом случае должны вести себя очень осторожно. Но занимать еще придется, без этого не обойтись».

Подтверждением мнения эксперта стала новость об очередных займах, которые региональная власть намерена взять в текущем и новом финансовых годах. В 2013 году губерния одолжит у банков 14 миллиардов рублей, из которых лишь 8 пойдут на погашение ранее выданных займов. А это значит, что финансовые обязательства области вырастут на 6 миллиардов рублей. Тенденция сохранится и в будущем. По прогнозам в 2014 году привлечение заемных средств возрастет до 20 миллиардов рублей, в то время как погасить область сможет лишь около 15 миллиардов. Однако и бесконечно такая ситуация сохраняться не может, и на это обращает внимание глава регионального управления Центробанка РФ Юрий Зеленский: «Секвестр бюджета — закономерный экономический шаг, вызванный сокращением доходов. Так как область недополучила доходов, это необходимо сделать. Экономические показатели падают, доходная база по прошлым годам планировалась с учетом роста в 5-7 процентов, чего не случилось. А в таких условиях банки если и кредитуют, то, как правило, требуют возвращения предыдущих долгов. Так что возможности для роста кредитного портфеля области истекают».

Бережливость — не панацея

Впрочем, с такой позицией в корне не согласен постоянный эксперт ИА «Взгляд-инфо», руководитель Института проблем глобализации (Москва) Михаил Делягин: «Урезанием расходов никогда нельзя выйти на сбалансированность расходов. И это замечательно доказала Греция. Секвестр бюджета может подрывать возможности развития экономики. Когда он осуществляется вслепую, то является контрпродуктивным. Не говоря о том, что сокращаются нужные для экономики и социальной сферы расходы, насколько я могу видеть. А при этом расходы коррупционные никак не ограничиваются. Но развитие в условиях дефицита доходов может опираться только на внутренний спрос и ресурсы. То есть, сначала вы вкладываете деньги в собственную экономику, стимулируете импортозамещение, а потом экономика начинает работать на вас. Когда вы сокращаете инвестиции в свою экономику, она перестает работать, и у вас сокращается налоговая база».

Получается, что сокращая бюджетные расходы (при отсутствии стимулов к развитию бизнеса и условий для импортозамещения) власти Саратовской области лишь загонят региональную экономику в тупик. Ведь сокращаться будут объемы заказов для нужд области — в частности, на строительство жилья, поддержку сельского хозяйства и промышленности. А кроме того, будут отменяться налоговые льготы. В таких условиях бизнес станет зарабатывать меньше, соответственно меньше будут платить налогов и сборов в бюджеты и фонды. Нельзя также исключать, что в стремлении сокращать издержки предприниматели станут либо снижать объемы производства, либо увольнять людей.

Делягин так описывает негативное влияние последствий секвестра федерального и регионального бюджетов на местную экономику: «Во многих регионах мы видим бюджетный кризис. Местные бюджеты зависят от инфраструктурных проектов, в которых участвует федеральный центр. Если эти проекты будут урезаться, ситуация обострится. Точечные ухудшения в отдельных регионах могут дать кумулятивный эффект, который окажется непредсказуемым даже на федеральном уровне».

В такой ситуации остается надеяться на федеральный центр и прозорливость Правительства РФ. Например, заместитель председателя правительства области Павел Большеданов, участвуя в проекте «Взгляда-онлайн» «Парные несогласные», сказал: «В федеральном правительстве уже признали, что невозможно оставлять регион без тех налоговых отчислений, которые он всегда получал. Ведь под них создавалась вся инфраструктура: школы, детские сады, дома культуры. Мы с Валерием Васильевичем Радаевым заявляли об этом в первый наш визит в Минфин и в Минэкономразвития РФ. Когда налоговые доходы „Газпрома“, „Лукойла“, РЖД и других вертикально интегрированных компаний уходят из регионов, когда все решения о налогах принимаются в интересах этих компаний, а не территорий, тогда нет причин говорить и о бюджетной сбалансированности». В то же время у федеральных компаний есть свои интересы и собственные лоббисты, которые до последнего будут пытаться отсрочить либо вообще отменить планируемое преобразование по уплате части налогов в регионах. А это означает, что надеяться на скорое увеличение налоговой базы области можно только за счет внутренних резервов.

Рост под вопросом

В числе таких резервов Павел Большеданов называл химическую промышленность, сельское хозяйство и ВПК: «Еще полтора года назад у меня, например, не было ясного представления о точках роста. Одна из них — химическая промышленность. Эта отрасль всегда была хорошо развита в области, и не утеряны необходимые для развития мощности. Общий тренд в экономике — это химия конструкционно иного материала. В Саратове это направление может поддержать „Саратоворгсинтез“. „Лукойл“ имеет совершенно четкую программу по развитию этого предприятия... В Балаково хорошую динамику имеет предприятие „ФосАгро“». Но, анализируя сказанное, стоит отметить, что успехи пока носят прогнозный характер, а остановка многих предприятий и потеря мощностей уже стали реальностью. В качестве других точек роста зампред называл АПК и ВПК — сельское хозяйство и предприятия оборонной промышленности. Но и тут есть повод говорить о все возрастающих рисках. Так как вступление страны в ВТО заметно снижает конкурентную способность местных сельхозпроизводителей, а часть военных расходов, как это уже озвучило федеральное правительство, придется перенести на более поздний срок. Несколько обобщая тему, Юрий Зеленский замечает, что особенно надеяться на рост нет смысла: «О чем можно вести речь, если промышленный рост в целом по стране в этом году находится в районе нулевой отметки, а по отдельным регионам он даже снижается».

Большой передел

Бюджетный кризис уже сказывается на отдельных муниципальных образованиях. Конфликт вокруг объема субсидий, передаваемых в казну МО «Город Саратов», даже перешел в публичную плоскость. Глава Саратова Олег Грищенко и председатель облдумы Владимир Капкаев успели обменяться взаимными обвинениями в СМИ. Представитель областной законодательной ветви власти призвал городских чиновников изыскивать внутренние ресурсы, и в частности, осуществить сокращение численности муниципальных служащих на 15 процентов. В ответ на это Олег Грищенко заявил, что Саратов является главным донором налогов для области, в то время как доля отчислений в местный бюджет сокращается. В качестве примера был назван транспортный налог: «Выпадающие доходы бюджета МО „Город Саратов“ в 2013 году по транспортному налогу составили 591,5 миллиона рублей», — отметил Олег Грищенко. Заместитель главы администрации областного центра по экономике Елена Ножечкина и вовсе предположила, что «достигнута точка невозврата, когда без значительных вливаний федеральных средств бюджет области самостоятельно не обойдется». Причину этого экономист видит в финансовой необеспеченности большинства районов области, расплачиваться за которую приходится Саратову: «Ведь в настоящее время подавляющее большинство районов являются дотационными, а в ряде объем трансфертов достигает 80 процентов доходов местных бюджетов. Муниципальное образование „Город Саратов“ практически единственное является донором, но и у нас ситуация очень тяжелая. Бюджет города на протяжении многих лет обеспечивается примерно лишь на 40 процентов от потребности, необходимой для решения вопросов местного значения».

А немногим позже уже и сам глава заявил о своем «категорическом несогласии с мнением спикера облдумы»: «Саратов не поселок городского типа, это центр нашего региона, в нем проживает более трети населения Саратовской области. И я глубоко убежден, что так называемая уравниловка в подходах к решению проблем, существующих в муниципальных образованиях области, неприменима по отношению к ситуации, сложившейся на уровне нашего города». Глава города подчеркнул, что с территории Саратова собрано 72 миллиарда рублей доходов и лишь 6,9 миллиарда возвращено в муниципальную казну. Олег Грищенко обращает внимание на то, что объем бюджетной поддержки в Саратове самый низкий в Поволжье: «34 процента — это самый низкий показатель по сравнению, например, с Волгоградом, где объем поступлений из вышестоящих бюджетов на реализацию программных мероприятий составляет 36 процентов; в Астрахани 64,3 процента; в Пензе 57,1 процента, Ульяновске 52,8 процента; Самаре 44,7 процента; в Чебоксарах 46,4 процента». Противоречия между властями Саратова и областной властью случались и ранее, но подобного накала они, пожалуй, достигли впервые. Это наглядно свидетельствует о том, что ситуацию с дефицитом ресурсов чиновники как областного, так и муниципального уровня воспринимают более чем серьезно.

Угроза рецессии

Не следует забывать, что в отдельных случаях секвестирование бюджета может привести и к социальным последствиям. Пока чиновники не хотят говорить о столь кардинальных мерах, как сокращение или снижение зарплат работников бюджетной сферы. Эксперты также уклоняются от публичного обсуждения столь пессимистичного сценария. К примеру, Юрий Зеленский говорит лишь о теоретической возможности такого развития событий, при этом без привязки к нашему региону: «Зарплаты бюджетников секвестр не затронет, зарплаты — это защищенные статьи расходов. Их можно сокращать лишь в случае форс-мажора, когда вообще нет никаких доходов. Но в этой ситуации власть в обязательном порядке будет искать средства в бюджетах другого уровня — прежде всего федерального».

А Михаил Делягин, анализируя финансовые показатели, отмечает: «В столицах ситуация неплохая, так как большой долг тут сочетается с сильной экономикой. А рядовые регионы рискуют оказаться один на один со своими финансовыми проблемами».

Так что нет ничего фантастического в том, что когда регион достигнет своего потолка заимствований, дальнейшее выполнение социальных обязательств за счет заемных средств окажется невозможным. В этих условиях неизбежно придется пойти и на такие непопулярные меры, как приостановление индексации зарплат. Экономист Александр Степанов, размышляя о причинах роста долга, отмечал: «Нынешнее соотношение долга с размером экономики и ее перспективами требует детального анализа. Может быть, в свое время мы несколько поторопились наделать долгов, которые пошли на благое дело, например на „социалку“, но в меньше степени для стимулов развития экономики и обеспечение роста». Иными словами, рост социальных обязательств не был должным образом соотнесен с возможностями региональной экономики и объемом собираемых доходов. В долгосрочной перспективе это может привести к ситуации, с которой столкнулись страны Южной Европы. Ведь и они слишком долго жили не по средствам.

Приходится констатировать, что у властей региона практически не осталось поля для маневра. Усиления кредитной нагрузки бюджет не выдержит, тем более что новые заемные средства уже со следующего года в основной своей массе пойдут на погашение заимствований прошлых лет. Секвестр и обусловленное им сокращение мер господдержки сами по себе могут спровоцировать впадение экономики региона в рецессию. В этом случае властям региона придется любыми способами и жертвами привлекать крупных инвесторов либо, наконец-то, на полную мощность задействовать такой ресурс, как борьба с коррупцией, откатами и взятками.

Источник: информационное агентство «Взгляд-инфо».


Добавить комментарий