18+

Два Карабаса - это слишком!

26 апреля 2012, 08:23

Само по себе выступление Ильи перед большим зрительным залом, рассчитанным на 800 мест, ничего плохого не предвещало. Обычный концерт-сольник, прошедший с аншлагом, цветами, успехом. Если бы в эту ситуацию не вмешался заместитель директора по филармонической деятельности ГЦИ С. Гусев, которому не понравилось, что солист городского Центра искусств поёт без его разрешения там, где посчитал нужным. И, по слухам, талантливому певцу пригрозили увольнением.

Сам Быстров в газету не жаловался. За него заступилась ведущая филармонии Н. Зверева, возмущенная беспардонным поведением Гусева. Спрашивается, с какой стати кто-то может запретить подрабатывать человеку в свое свободное время? Тем более что зарплату, которую получают артисты филармонии, достойной назвать нельзя Лауреат двух всероссийских конкурсов, Илья имеет артистическую ставку в 5 тыс. 600 руб. Как прожить на такие деньги парню-студенту, который учится на дневном отделении Саратовской академии права вдали от родного дома?

— Корпоративные интересы, — заявил Сергей Владимирович корреспонденту УФ, — должны быть соблюдены, а Быстров ослушался, самовольно приняв решение. О готовящемся концерте в РДК я узнал только из афиш, расклеенных по всему городу. Увольнять за такой проступок его никто не собирается, но на вид ему поставлено, и сделано предупреждение.

Загнанный в угол Илья был вынужден пообещать, что больше так не будет делать и впредь все свои выступления будет согласовывать лично с г-м Гусевым.

— Все артисты должны находиться на своих рабочих местах 8 часов, — продолжает Сергей Владимирович, — вдруг какая-нибудь комиссия явится, а никого из солистов не будет. Я в культуре проработал 40 лет и немного соображаю в этом деле.

Замдиректора знает, что вызывает недовольство артистического коллектива, но к этому относится, по его словам, совершенно спокойно, уверенный в своей правоте. Он заслуженный работник культуры. Про таких говорят: собаку съел в своём деле. Не испугало его и письмо Н. Зверевой, написанное на имя начальника управления культуры В. Дерябина, хотя претензии в нем очень серьезные.

«Обратиться к Вам вынудила нас невыносимая обстановка, сложившаяся в коллективе филармонического отделения ГЦИ. — написала Нина Ивановна. — Неоднократные устные жалобы на недопустимое поведение зам. директора Гусева С В. заканчивались лёгким укором со стороны руководителя ГЦИ и не приводили к каким-либо видимым результатам.

<...> Концертная деятельность ГЦИ в последнее время даёт тревожный крен в сторону шумных шоу, собирающих, естественно, полные залы. Этакий фаст-фуд под фанеру, простой и непритязательный. Но деятельность филармонии не может замыкаться на развлекательных программах. Её задача в первую очередь — нести людям музыкальное просвещение, не опускаться до низкопробного спроса, а воспитывать вкусы населения. <...> Положение усугубляется тем, что директор Л. А. Брызгалова, ссылаясь на некоторую некомпетентность в вопросах творчества и безгранично доверяя мнению засл. работника культуры Гусева, практически смотрит на происходящее ее глазами».

По словам Зверевой, из-за созданной обстановки у подавляющего большинства работников филармонии медленно зреет желание уволиться. «Но ведь соискатели у нас на очереди не стоят, — замечает ведущая. — Хороший музыкант в нашем городе — товар штучный. А артистов среди них и вовсе мало. Значит, конец всему, что было создано с таким трудом?.. Да, нас не устраивает очень многое. Уже не говоря о мизерной оплате, о некомфортных условиях в репетиционных комнатах — это мы принимаем как неизбежность. Есть проблемы серьёзнее. Не выдерживает никакой критики материальная база. И прежде чем предъявлять высокие требования к качеству звука, неплохо бы повнимательней присмотреться, на чём играют музыканты, какая звуковая аппаратура им служит. Если и есть в их распоряжении хорошие инструменты, то это личные, купленные на свои кровные. Люди работают и в выходные, и в праздники, и в зале, и на улице, и днём для детей, и поздним вечером на выезде. Причём добираться после концерта им приходится чаще всего на такси, потому что после выгрузки инструментов и аппаратуры заказанный автобус уезжает (развезти людей — дорого), а рейсовые в позднее время в районе ГЦИ — большая редкость. Есть среди артистов и не балаковцы, приезжающие из Вольска и Натальина. И ко всему этому ещё полное неуважение со стороны руководства? А такое отношение вошло в повседневность.<...>

Вызывает возмущение сотрудников филармонии и наших постоянных зрителей и то, что имя М. Сиропова снесено с фасада здания. Обещания восстановить его остались обещаниями. Как ни горько признать, это в самом дурном смысле — символично. Изгнан тот дух энтузиазма, что царил когда-то в коллективе, дух взаимоуважения, дух надежды на лучшие времена и веры в значимость каждого для всех».

— Когда я сюда пришла директором, мне было не до концертов, — комментирует ситуацию директор ГЦИ Л. Брызгалова. — Приходилось заниматься вопросами отопления, строительства, ремонта. Концертная деятельность, репертуарный план были полностью на Гусеве. Это его прямые обязанности — следить за тем, чтобы концерты были интересными и проходили на высоком уровне, поэтому он и суёт нос, образно говоря, во все дыры. А их, поверьте, в Центре искусств хватает. Самым больным вопросом является трудовая дисциплина. Артисты обязаны приходить на работу за один час до начала концерта, а многие являются за пять минут до выхода, а когда им делают замечания, обижаются, возомнив себя звёздами.

— Безусловно, заработки у творческих работников низкие, — продолжала Людмила Аркадьевна, — понятно, что артисты, музыканты вынуждены ещё где-то трудиться в разных местах, чтобы прокормить себя и свои семьи. Лично я этого не запрещаю, но трудовую дисциплину никто не отменял. Первый сольный концерт Быстрова по идее должен был проходить в Центре искусств, где он числится в штате, а не в РДК. Тут я солидарна с Гусевым, но никаких карательных мер в отношении Ильи лично с моей стороны не будет. С Гусевым я тоже обязательно побеседую на эту тему.

Если с ослушником Быстровым, как говорится, все более-менее понятно, то совершенно неясно, с какой стати сокращают в ГЦИ ставку художественного руководителя, которую занимала К. Хачатурян. По словам сотрудников филармонии, когда она посмела возразить С. Гусеву, то сразу впала в немилость. Теперь обязанности Карины будут распределены между замом по творческой деятельности В. Шевыриной и главным режиссёром (введение в штат филармонии этой должности у многих вызывает недоумение. — Л. Т.) М. Гонтаревой.

— Работать, — делится Н. Зверева, — станет просто невозможно. Карина служила смягчающим буфером между коллективом и администрацией. Многое здесь делалось из уважения к ней и к памяти М. Сиропова. Гусев за его жёсткие приёмы и высокомерное отношение к артистам получил среди них звание Карабаса-Барабаса. Гонтарева с ним единодушна. Они постоянно недовольны: артисты не так поют, не ту музыку играют, не те стихи читают и вообще бездельники, дармоеды и прогульщики. Все прошедшие концерты подвергаются, независимо от оценки зрителей, Страшному Суду. На одном из концертов, когда выстраивался хор, мелькнула на занавесе чья-то тень, так эта мелочь была преподнесена как жуткий провал всего концерта.

А их угрозы ужесточить требования по соблюдению 8-часового рабочего дня при сохранении существующего уровня оплаты приведут к увольнению работников и прекращению деятельности филармонии как таковой. В районе уже подняли среднюю зарплату до 10 тыс. руб., а почему в городских учреждениях культуры до сих пор нищенствуют?

— Никаких целевых поступлений не было, — сказала начальник районного управления культуры Л. Шафеева вашему корреспонденту. — Увеличение окладов произошло по той причине, что эти средства в прошлом году были заложены в консолидированный бюджет БМР. В некоторых муниципальных образованиях, например в Натальинском, Быково-Отрогском (самых богатых в районе, одно благоденствует за счет налоговых отчислений АЭС, второе — химзавода. — Л. Т.), ещё раньше выросла средняя зарплата в учреждениях культуры, библиотеках и стала даже выше 10 тысяч. Увеличение зарплат зависит только от глав МО и депутатов, утверждающих бюджет, — считает Лада Игоревна.

Удивительно, но начальник городского управления культуры оказался не в курсе происходящих разборок и сокращений в ГЦИ, но пообещал поинтересоваться тамошними делами..

Источник: газета «Упрямые факты» от 24.04.2012 года.


Добавить комментарий