18+

Андрей Сайфудинов: «Объединенная власть сможет решить проблемы людей»

25 апреля 2012, 11:10

Глава администрации Балаковского муниципального района Андрей Сайфудинов дал интервью «МК», в котором объяснил свое предложение о реорганизации управления на муниципальном уровне.

— Андрей Равильевич, недавно губернатор Саратовской области Валерий Радаев говорит о повышении эффективности работы местной власти, о сокращении расходов на аппарат. В правительстве области предлагают вновь объединить администрации районов и районных центров, полномочия которых во многом дублируются. Каково ваше мнение об этом?

— Это не просто вопрос об эффективности системы управления, это вопрос о правах граждан, об их равенстве в государстве. Сейчас существует определенная коллизия между Конституцией РФ, гарантирующей гражданам равные права, в том числе и на получение государственных услуг, Бюджетный кодексом, основанном на принципе равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и 131 ФЗ, не коррелирующем с бюджетным обеспечением. 131 ФЗ был построен на принципе шаговой доступности граждан к органам муниципального управления — человек должен быстро, при необходимости — пешком, добраться до ближайшего представителя муниципальной власти и обратится к нему за решением возникающих проблем. А налоги у нас платятся независимо от места проживания граждан, по расположению организаций-налогоплательщиков. Поэтому, например, в Балаковском районе из 18 муниципальных образований (1 — городское и 17 сельских) только 4 — самодостаточные в финансовом плане, остальные — дотационные. И если в Натальинском муниципальном образовании, где зарегистрирована Балаковская АЭС, с налогами все замечательно, они собирают в муниципальный бюджет 47 миллионов, бюджетная обеспеченность в разы превышает обеспеченность жителей города Балаково, то во многих образованиях с трудом находят деньги на зарплату главам. Получилось, что мы одних граждан поставили в заведомо худшие условия в сравнении с другими гражданами.

На уровне области правительство, собирая средства в консолидированный бюджет, затем оттуда перераспределяет их по численности населения, выравнивая условия для разных районов. А на уровне районов мы такой возможности лишены. Это порождает массу вопросов, недовольство людей, поэтому мы в Балаковском районе в 2011 г. тщательно проработали предложение по укрупнению сельских муниципальных образований. Чтобы сделать не 17, а 5 (как в Энгельсском районе) или, по другому варианту, 7 муниципальных образований, и через это не просто сократить аппаратные расходы, но и обеспечить равенство прав граждан на услуги власти в районе. Сделали все экономические и финансовые расчеты, подготовили юридические обоснования. Объединение малых муниципальных образований позволит только на административных расходах сэкономить 17 миллионов рублей, и еще почти 50 миллионов — на межбюджетных трансфертах.

Если учесть, что, например, город Балаково из своего бюджета на ремонт дорог выделяет в этом году немногим более 30 миллионов рублей — то сумма экономии достаточно существенная. Финансовая нагрузка по территориям будет распределена более равномерно, эффективность муниципальной власти, подкрепленная деньгами, должна существенно увеличится.

Юридические механизмы для таких реформ существуют. Есть механизм отрицательного бюджетного трансферта в Бюджетном кодексе, законом предусмотрено укрупнение муниципальных образований по инициативе граждан, через голосование об объединении. Но нужна политическая воля и помощь со стороны областных властей, в одиночку мы ничего не сделаем.

Пару недель назад я обсуждал эти проблемы с вице-губернатором Денисом Фадеевым, озвучил наши предложения, мы готовы предоставить областному правительству все наши документы и расчеты и надеемся на поддержку областной власти.

— Вице-губернатор уже поддержал эти идеи и развил их, заявив о необходимости объединения администраций районов и районных центров. Об этом же говорит и министр по делам территориальных образований области Сергей Нестеров: «Только представьте: сидят в одном кабинете глава района, глава администрации района, глава райцентра и глава администрации райцентра. И у всех аппарат, машины, помощники, штат невероятно раздут, что только мешает работе. Надо сокращать». Возможно ли такое объединение в Балаково?

— После того как в 131 ФЗ были внесены изменения, предусматривающие право представительных органов района и города возложить административную деятельность на одну общую администрацию — такое возможно. Мы занимались вопросом об объединении вместе с городом Балаково, сейчас эта тема сильно актуализировалась, население не понимает, зачем нужно в одном здании держать две администрации, занимающиеся по сути одними и теми же вопросами. Объединение города и района — дело достаточно сложное, по 131 ФЗ это можно сделать решением представительных органов, но только на момент окончания их полномочий. В районе выборы прошли год назад, в городе они будут через год — сроки не совпадают.

Есть и противники, конфликт интересов. Как с сельскими поселениями: вряд ли в Натальино будут рады, если их объединят с кем-нибудь и деньги БАЭС, которыми сейчас они пользуются, пойдут на несколько поселений. Так и с Балаково: в районном собрании есть депутаты, лоббирующие интересы городской администрации, предлагающие наоборот, расширять права города, передавать туда все больше имущества и т.д. Я думаю это неправильно. Широкое общественное обсуждение, привлечение жителей, СМИ могут обеспечить поддержку инициативе, выдвинутой на уровне области. Против инициативы «сверху», поддержанной «снизу», никакие местечковые интересы и лоббисты не устоят.

— Вернемся к экономике. Без экономической основы, без денег все объединения — разделения — не более чем политические игры. Может быть, правы те, кто предлагает дать больше прав экономически самодостаточным образованиям, «локомотивам роста», а не вешать им на шею убыточные и нищие территории?

— Я так не думаю. Как привести район (область, страну) к процветанию? Есть две позиции, две политические логики — объединения и распада. Сторонники разделения говорят — «Дайте сильным регионам свободу, отдайте им деньги, которые они зарабатывают — и эти локомотивы потом вытянут всю страну». Мы тоже могли бы так сказать. Балаковский район консолидированно собирает более 5 миллиардов рублей доходов. На все наши нужды (ЖКХ, дороги, социалка) нам необходимо порядка 4 миллиардов рублей. Общий бюджет города Балаково и района в последние годы — 2,6-2,8 млрд. рублей. Отдайте нам наши 4 миллиарда — и мы сами, без Саратова, без федералов решим все проблемы...

— Извините, я перебью: те же самые слова, только с другими цифрами, побольше, я не первый год слышу в Саратове от городской власти.

— Да. Но так же можно и продолжить — на уровне страны Москва, Ханты-Мансийск, Ямал могут так же сказать — отдайте нам наши деньги и мы сами все сделаем. А остальная страна? В Балаковском районе 82% всех расходов — это социальная сфера. Зарплаты, ТЭР и т.д. Если изъять из района, отделить 4 самодостаточные в финансовом плане муниципальные образования, остальные просто рухнут. Риторический вопрос: долго ли после этого останутся на плаву эти четыре богатых образования?

Наша логика другая: нужно объединение для того, чтобы постепенно выводить все образования на уровень экономической самостоятельности. В том числе через активное участие в федеральных программах, которые сейчас продвигает губернатор. Ведь любая федеральная программа требует софинансирования «снизу».

Пример: в Балаково 3 тысячи детей ждут мест в детских садах. Федерация готова давать деньги на строительство и реконструкцию детских садов. При условии, что предварительно представляется проектно-сметная документация, а затем местные власти берут на себя обеспечение детского садика мягким инвентарем. На детсад на 80 мест проект стоит около 2,5 миллионов рублей, мягкий инвентарь — в зависимости от садика — обходится нам в 3-6 миллионов. Если муниципальное образование нищее, глубоко дотационное, оно этих денег не найдет и никакой федеральной программы не получит. А если оно будет более крупным, более финансово обеспеченным — то найдет. А значит, 80 детей пойдут в садик а не будут сидеть дома с мамами, мамы смогут выйти на работу, семья укоренится в районе, будет планировать дальнейшую жизнь здесь, строительство дома, приобретение жилья — а не как уехать в Москву на заработки. Экономика получит толчок, и если таких толчков будет много — мы получим подъем и рост доходов. И вчера еще дотационное образование сможет стать донором.

Такая экономическая логика у политики укрупнения. Поэтому мы в Балаковском районе поддерживаем политику губернатора, поддерживаем укрупнение муниципальных образований и готовы конкретно работать в этом направлении. Объединенная власть сможет лучше решать проблемы людей.

Источник: газета «Московский комсомолец» в Саратове" от 25.04.2012 года.


Добавить комментарий