В чем признался Кирилл Лаврентьев?
16 апреля 2013, 13:15Балаковский пассажирский автокомбинат, основанный еще в 1938 году, долгое время оставался монополистом на своем сегменте рынка, ежегодно перевозя более 6 миллионов человек. Сейчас у предприятия появились конкуренты. Наш корреспондент беседует с генеральным директором БПАК Кириллом Лаврентьевым:
— В связи с заходом на местный рынок услуг по междугородним перевозкам группы компании «Ной», по моей оценке, мы потеряли не менее 35% наших потенциальных клиентов, — признается Лаврентьев. — В рублевом эквиваленте потери составили около 10 миллионов. Частники, работающие на междугородних маршрутах на данном этапе, выживают за счет лазеек в существующем законодательстве. Если бы они выполняли все требования, применяемые к нам, и выплачивали такие же налоги, то они продержались бы на этом сегменте рынка не более
— Я слышал, что автобусы до Саратова ходят полупустыми.
— Ну а что вы хотите? Дошло до того, что ежесуточно по маршруту Балаково -Саратов с автовокзала отправляют 64 рейсовых автобуса! При этом пассажиров не прибавляется, их попросту «растаскивают» , чтобы доставить до пункта назначения в полупустом автобусе. Доходило до того, что
— И кому выгодно такое положение дел?
— Никому. Но в конечном итоге выживет тот, у кого окажется больший запас прочности. В связи с этим нам пришлось снять с междугородних рейсов 80% многоместных автобусов и пустить их по городским, пригородным и заказным маршрутам, заменив их микроавтобусами. Также большие автобусы осуществляют перевозку сотрудников промышленных предприятий. С началом дачного сезона часть автобусов пустим на пригородные маршруты.
— А как вам удается перевозить льготников при этом по 2 года не получая компенсационных выплат из областного бюджета?
— Льготники же не виноваты, что за их перевозку в 2010 году деньги были перечислены нам только в ноябре 2012 года. На сегодняшний день задолженность бюджета по компенсационным выплатам только за 2012 год составляет около 9 миллионов рублей! Когда-нибудь дождемся и их. Ведь мы, как государственное предприятие, должны «входить в положение» и с пониманием относиться к временным трудностям. Хотя нам самим приходится нелегко.
Свободных цен на рынке регулярных пассажирских перевозок нет — их верхний потолок ограничивается постановлением губернатора. Каждая организация, получающая дотации из бюджета, имеет определенный тариф. У нас, например, тариф по городским перевозкам составляет 15 руб. 40 копеек. Учитывая, что стоимость билета 12 рублей, мы получаем дотацию 3 руб. 40 копеек с каждого проданного билета. Эти расчеты производились с учетом нулевой рентабельности. По такому же принципу происходит тарифное ценообразование проездных: если стоимость проездного билета по городу — 270 рублей, то из них 150 рублей платит пассажир, а 120 должны вернуться в виде дотаций из бюджета. То же с пригородными проездными: из 420 рублей 150 оплачивает пассажир, а 270 компенсирует бюджет.
— Но, учитывая сроки задержки дотаций, о какой прибыли и развитии предприятия может идти речь?!
— А кто говорит о прибыли? По результатам минувшего года общий доход составил 170 миллионов рублей, прибыль нашего предприятия составила всего 200 тысяч рублей. Мало конечно, но при всех существующих трудностях мы не ушли в минус, своевременно выплачивали заработную плату и даже обновили автопарк предприятия.
— Кстати, об автопарке. Можете озвучить показатель изношенности транспорта автокомбината?
— Могу конечно. Всего на балансе предприятия числится 87 автобусов, из них ежедневно выходит на линию 56 единиц, остальные находятся на ремонте, так как изношенность транспорта составляет 80%. Например, икарусы у нас 1983, 1992 и 1993 годов выпуска. Лазы — их 15 единиц — выпущены в период с 1987 по 1997 годы. Пазики — 12 единиц — относительно свежие, их мы получили по областной программе в
— Выгодна ли для вашего предприятия покупка автобусов в лизинг?
— Рыночная стоимость микроавтобуса «Ивеко» — 1 млн 700 тысяч рублей, при покупке в лизинг мы должны 20% от общей стоимости оплатить сразу, а оставшуюся сумму ежемесячно будем выплачивать в течение
Например, с 1 января 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об обязательном страховании пассажиров», а с 1 апреля наступила ответственность за его исполнение. Теперь за каждого перевезенного пассажира мы должны оплатить в виде страховки 4 рубля 68 копеек. На днях подписал платежку о перечислении 1,1 млн «страховочных» рублей. При этом до сих пор неизвестно, каким образом эти затраты будут компенсироваться. То ли их будут оплачивать пассажиры, то ли компенсируют из бюджета, то ли возложат эти траты на нас. Одно знаю точно, все бюджеты формировались в декабре, а закон вышел с 1 января, поэтому такая статья расходов в бюджетах не предусмотрена...
— Поговорим еще об одной напасти. Насколько я знаю, с 1 апреля наступает ответственность за не оборудование автобусов междугородних рейсов тахографами?
— Совершенно верно. Для тех, кто не в теме: тахографы — бортовые приборы для контроля и регистрации скорости, пробега, рабочего времени водителей и времени отдыха экипажа. Стоимость одного такого прибора — 30 тысяч рублей! Самое интересное, что их невозможно нигде найти! Штрафы за неисполнение закона достаточно серьезные: 50 тысяч с юридического лица, 10 тысяч с должностного лица и от 3 до 5 тысяч рублей с водителя. Если бы мне представилась возможность задать вопрос тем, кто принимал этот закон, я бы спросил: какой смысл ставить тахографы на автобусы междугороднего следования, если они работают по строго установленному графику, где все выверено до минуты?! В связи с этим вскрылся еще один интересный момент: изначально «газели» не приспособлены для установки тахографов, поэтому, чтобы установить прибор, автомобиль нужно переоборудовать. Стоимость этих работ уже оценивается в
— Это напоминает эпопею с всеобщей «глонассолизацией» общественного транспорта. Кстати, во сколько вашему предприятию обошлось оснащение приборами спутниковой навигации и есть ли от этого нововведения практическая польза?
— На «глонассолизацию» мы затратили 750 тысяч рублей плюс ежемесячно платим 40 тысяч за обслуживание. Но от этого действительно есть реальная польза. У нас создана специальная служба, которая все это отслеживает. Кстати, при помощи Глонасса мы не единожды разрешали конфликтные или спорные ситуации. Кроме того, внедрение системы мониторинга и управления на базе технологий Глонасс позволило существенно повысить качество транспортного обслуживания населения, оптимизировать работу транспортных средств и снизить уровень аварийности на дорогах.
— На сайте вашего предприятия размещена информация о впечатляющей производственной базе: территория — 5 га, 10 тысяч кв. метров производственных площадей, более 5 тысяч кв. метров закрытых отапливаемых стоянок. Наверное, использование этого наследия советских времен и дает возможность преодолевать финансовые трудности? Кстати, городские слухи связывают с вашим именем и появление в Балакове таксомоторной компании «Метро». Оно не ваше случайно?
— Я уже слышал и читал на местных сайтах об этом. Разочарую, к «Метро» я не имею никакого отношения. Наша база изначально имела военное значение и рассчитана на размещение 500 автомобилей. Во многом благодаря этому мы сегодня имеем мощную, круглосуточно работающую инфраструктуру, которую постоянно развиваем. В рамках обоюдовыгодного партнерства мы сотрудничаем со многими городскими организациями. На этом основании у нас базируется служба такси «Метро», автопарк которой насчитывает 130 автомобилей. Им и другим предприятиям мы предоставляем места для парковки, автомойку, ремонтные боксы, круглосуточные услуги медиков, механиков и диспетчеров.
— Кирилл Владимирович, в вашей деятельности на посту директора БПАК был трехлетний перерыв, когда вы занимали должность главы города Балаково. Чиновничий опыт каким-то образом помогает вашей нынешней работе?
— Любой опыт не бесполезен. Скажу так: расширился круг деловых взаимоотношений и кругозор в принципе.
Например, отстаивая интересы предприятия, я могу без предварительного согласования позвонить министру. На некоторые вещи смотрю и реагирую иначе. Зная чиновничью кухню, не делаю бесполезных шагов, то есть не буду писать письма разным должностным лицам, зная, что это не даст ожидаемого результата.
Источник: газета «Суть» от 16.04.2013 года.